Сибирские огни, 1932, № 5
т о л ь к о н е н а с о б р а н и и я ч е й к и , а сам себе. Он начинает, действовать. Остается ночевать в кузнице для того, чтобы убедить Быкова на чать соревнование. Но Быков, как хорошая под лиза, сам «клоет» и просит Гордея рассказать «о коммуне вашей». В эту иоть переродились (опять!) все кузне цы. Утром работа в кузнице закипела. Федя тоже работал как никогда. В обеденый перерыв на доске вывесили плакат, показывающий возрос шую кривую брака. По этому поводу «около красного уголка — забурлил стихийно ми тинг». Выступает на митинге Павел Быков, пьянчу га, оказавшийся «домоседом и философом». Что же говорит этот «философ» — кержак. —• «Когда-то мы в тайге белых били»... Понимаете? О чем говорит! Да, как на стран но, Кудрявцев рисует Быкова в прошлом, как красногвардейца, партизана, защитником перзой соввласти в Сибири. И из-за тоге, что он жил в тайге с кержаками — « п р и в е з от н и х би б л и ю и с т р а н н ы е м ы с л и да ми- р е». Что говорить, кержаки «известные философы», они могут большему научить, нежели красная гвардия, партизанские отряды, красная армия и кузница за несколько лет! А тут вот, Яд^уг, мо лодой человек Быков, неизвестного происхожде ния, у которого имеется дородная вузнечиха, до мик и проч. «зажиточные атрибуты» перерожда ется! Секретарь ячейки идет к нему с поклоном и в довершение, всего он выступает на рабочем собрании. — Милый рабочий класс кузнецы! — вос клицает Быков, обращаясь к кузнецам. Ах, какая пташка запела! II действительно, после выступления этого биб- лейщика — организуется три ударных бригады. Вполне естественно, что у Феди возникает удивление: что он сам не раз говорил о сорев новании, никто не хотел поддержать, а тут «Бы кова начетчика» слушают. П Федя грозит. О! Кое-где он об этом расска жет. И У Феди напряжены нервы. Он хочет сказать выступить против. Но тут автор зажимает ем’ рот. Его всовывают в бригаду... Быкова. Быков торжествует. Пусть, мол, Фздька зано зу вытащит, а я вытащил, говорит он, потирас, руки и шепчет Гордею: — «Да разве мы н е о д н о й с е м ь и д е т и ; Сдаемся, Гордей Кукмарев! Небось!». «Принцип конкуренции: поражение и смерть одних, победа и господство других», здесь тор жествует. И после поздравления и рукопожатия двух «братьев во христе» автор заканчивает рассказ: «решительное соревнование масс началось». Такие ли в самом деле принципы соревнова ния? Конечно, нет. Кудрявцев только продекла мировал соревнование. Превращение кузницы в ударную не показано. Потому что автор причи ной возникновения соцсоревнования вывел слу чайный заказ, которому приписал свойства ра бочего класса, партии, комсомола, свойства пре ображать, изменять кузницу, кузнецов. Ну, а если бы заказ не дали?' Значит в кузнице никогда соцсоревнования не было бы, не жила бы кузница тем, чем живут наши заводы, фабрики, кузницы. Нет, «принципы соревнования: товарищеская помощь отставшим со стороны передовых с тем, чтобы добиться общего нод’ема». «Соревнование есть коммунистический метод строительства со циализма на основе максимальной активности миллионных масс трудящихся». Организовать овревнование— дело партии и всего рабочего класса, а не задача какого-то заказа на болты. «...Простой правдивый рассказ о тех глубин ных процессах великого трудового под’ема, ко торые составляют внутреннюю пружину социа- адиетического соревнования» — Кудрявцеву не удался. Он пошел по пути наименьшего сопро тивления, поэтому неправильно и нехудожествен но осмыслил опыт соревнования в своем произ ведении.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2