Сибирские огни, 1932, № 5

бригады у него не кружится голова. Он оцени­ вает обстоятельства хладнокровно, учитывая все возможные препятствия на пути бригады. — ...«Хорошенько мозгуйте! — предупреж­ дает он бригаду. -— Дело серьезное, не осрамить­ ся бы»... Но уже бригада стоит крепко на ногах: —• «Вытянем!». Слово эта также не случайно включено. Бри­ гада знает, насколько ответственную задачу она на себя берет (республиканские нормы пре­ высить на 50 проц.), что этот социалистический ■бой не. может пройти без напряжения упорства. Показано в очерке и само соревнование. Но бригада опять занимает задний план полотна. Впереди — весь в движениях, озабоченный, ис­ худалый, неутомимый — бригадир Жичкин. Он вдохновляет, ругает, хвалит, он мозг бри­ гады, он заслоняет своей яркой фигурой всю бригаду, к нему првковано все внимание читате­ ля и в этом, вот ииенно в этом — самый боль­ шой недостаток очерка. Ведь не индивидуальное соревнование хотел показать автор, а бригадное, массовое! А вышло так: где начинает действовать бри­ гада — появляются цифры, служебные фразы, & рассказывание, а не художественный показ. Все это значительно снижает ценность очерка. Автор не оправдал названия очерка. Он сле­ дит за каждым шагом Жичкина и уходит с ним в сторону от своей темы. Выбыл из строя Жич­ кин (упал в котлован), читатель надеется: ну, теперь-то бригада сама начнет действовать! Но этого не показал Шугаев. Он ограничился толь­ ко введением в очерк сценки, когда бригада уго­ варивает Жичкина за нее не беспокоиться. Опять этот момент описан за тем, чтобы глубже развер­ нуть фигуру самого Жичкина. И действительно Жичкин так запечатлевается, как-будто вы с ним лично знакомы. А бригада — в тени осталась... О ней в трех словах: что она добилась победы. Получила зва­ ние: «Первой ударной бригады имени 518». В Тема о* соцсоревновании — иеподнятая це­ лина». Освоить ее — неотложная задача советских писателей. Даже больше: это пробный камень уме­ ния художественно отразить нашу стремительно- бурную я могучую, как водопад, действитель­ ность, с. С&ронинэ п е т р и г о л н и н т а и л я о р г а н и з у е т с я ©014 с о р е в н о в а н и е Тема рассказа Ник. Кудрявцева «Болты» — показ зарождения, возникновения соцсоревнова­ ния, борьбы за темпы. Рассказ начинается с того, что кузнечная ма­ стерская получает большой заказ на болты. И сразу «все перевернулось», «перетасовались горны», рабочие заговорили о дисциплине, о дру­ гом, о десятом, — стали жить тем, как говорит автор, «чем живет в наши дни любое производ­ ство». Даже критикой занялись и самокритикой. Партийный актив начал обсуждать, как же на­ чать соревнование. Бригадир Мильков на собра­ нии партактива предложил по начальству само­ критикой ударить. К а к о й п е р е п о л о х ! С л о в н о п е р е д п р и е з д о м н а ч и н а ю т щи м я с н ы е в а р и т ь ! Очевидно, в кузнице был зажим всей общест­ венной работы, партийной, комсомольской и профсоюзной? Да, был зажим. Автор пишет, что «начальство всегда не очень-то в доверии у подчиненных». Видно грешки были у началь­ ства. "Сйб гни». S. Кстати, тут же автор обобщает, что началь­ ство « в с е г д а в н е д о в е р и и » у рабочих Это, конечно, абсурд. Автор пишет, что в кузнице был хозрасчет, а соцсоревнования не было. Это, видите ли, очень важным кажется автору писать именно «о кор­ нях» соцсоревнования, о философии соцсоревно­ вания, о возможных результатах соревнования. Выступает Гордей Кукмарев — партийный секретарь и «уж одним тем, как он подергивал свою седую бородку клинышком (удивительно чуткий автор! П. И.) выдал себя с головой»: деда не было, т.-е. соревнования. Но читатель надеется, что Гордей сейчас ис­ правит свою ошибку. Нет, напрасно ждет чита­ тель. Дальше автор описывает ненависть Гордея к бумажкам и волоките. Но Салов — старший мастер —- пророчит Кувмареву, что он обязатель­ но утонет в бумагах. И действительно, Гордея за­ топила бумага, а Салов вместо того, чтобы по­ мочь секретарю выбраться из волокиты, злорад- И з

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2