Сибирские огни, 1932, № 5

воздействовать на Василия, ио тщетно. А ведь Василий на фабрике не одинок, та­ ких много: «Я поглядела: в конторе на стенке целый етгнсок алиментщиков ви­ сит», — говорила одна женщина. «Самым, видно, пустяковым делом это считается — со­ шелся парень с женщиной, сделал ее матерью, а потом в сторону» (стр. 241). Окалывается, поло­ вая распущенность на заводе проявляется не только отдельными лицами. Борьбы с этим злом в произведении не показано. Несколько схематично выведена Феня, вышед­ шая замуж за директора Широких. Гольдберг больше акцентировал внимание на изображении ее внешнего портрета. Печать схематизма лежит на показе Степаниды. И все же «Поэма» имеет большие достоин­ ства. Огромным достижением Гольдберга является сам факт перехода писателя на рабочую темати­ ку, на. воспроизведение производств«иной жизни рабочих масс. Личная жизнь героев, их любов­ ные интриги не заняли главенствующей роли в «Поэме». Эта главенствующая роль принадлежит борьбе за. перестройку фабрики, судьбе произ­ водства. Борьба за перестройку фабрики зани­ мает первое место, все остальное — связано с него. На фоне этой борьбы Гольдберг отдельными штрихами умело рисовал личную жизнь героев, их суб’ективные переживания. Автор не впал в самодовлеющий психологизм, чем грешат многие писатели. Отдельные героя, как Широких, Поли­ ванов показаны особенно удачно. Это — подлино живые .поди, .активно борющиеся за дело социа­ лизма. Хорошо показан инженер Карлов, при­ несший личный интерес в жертву общественному долгу. Весьма жш» предстает перед нами и ху­ дожник Никулин. С формальной стороны «Поэма» имеет также большие достоинства. Фабула произведения по­ строена очень искусно в смысле динамичного разворота событий. Повествовательные элементы легко переплетаются с живыми диалогами. Гольд­ берг с большим мастерством рисует картины про­ изводственной жизни фабрики, процессов труда, красочно воспроизводит явления природы. По­ этому досадно встречать такие выражения, как «где-то», «что-то», «как-то», «почему-то»,— они вносят в произведение элементы ненужной таинственности. Создается впечатление, что ав­ тор не может многим явлениям найти причины, не может их об’яснить. Гольдберг сделал весьма интересный опыт в; создании производственной поэмы. Этот опыт рвет со всеми устаревшими представлениями » поэме, «высокоштильном» жанре. Его яПоэма» охватывает и отражает сегодняшний день, ге­ роизм масс, строящих социализм. Гольдбергу необходимо более глубоко овладеть методом диалектического материализма, на осно­ ве которого только и может осуществиться пере­ стройка писателя и его творческий рост. ф . б * в fill IP А труд— дело чести Социалистическое соревнование, как актив­ ный метод борьбы рабочего класса за выполне- ' ние пятилетнего плана реконструкции и развития народного хозяйства, как форма выражения ини­ циативы трудящихся масс в боях за социализм, дающая рекордные показасели под’ема произво­ дительности труда, — нашло свое отражение и в художественной литературе. В художественных произведениях, помещен­ ных в журнале «Сибирские Огни» в 1931 г., не­ сколько авторов пытались вскрыть значение с циалисгичесиого соревнования, но эти попытки нельзя считать вполне удавшимися. _ Мы для своих заметок, берем в круг анализа следующие произведения: «Светлая кровь» А. Коптелова, «Болты» Н. Кудрявцева и «Доб­ ровольцы нз сусловских колхозов» А. Шугаева. Произведения эти по жанрам разные: роман, рассказ, очерк. Подход к теме у этих авторов должен быть разным. Так оно и есть на самом деле. Но результата едва ли не у всех одинако­ вые! Сущность социалистического соревнования и его историческое значение заключается в том, что оно есть наиболее эффективный метод воспи­ тания трудящихся в духе коммунистического от­ ношения к труду.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2