Сибирские огни, 1932, № 5
воздействовать на Василия, ио тщетно. А ведь Василий на фабрике не одинок, та ких много: «Я поглядела: в конторе на стенке целый етгнсок алиментщиков ви сит», — говорила одна женщина. «Самым, видно, пустяковым делом это считается — со шелся парень с женщиной, сделал ее матерью, а потом в сторону» (стр. 241). Окалывается, поло вая распущенность на заводе проявляется не только отдельными лицами. Борьбы с этим злом в произведении не показано. Несколько схематично выведена Феня, вышед шая замуж за директора Широких. Гольдберг больше акцентировал внимание на изображении ее внешнего портрета. Печать схематизма лежит на показе Степаниды. И все же «Поэма» имеет большие достоин ства. Огромным достижением Гольдберга является сам факт перехода писателя на рабочую темати ку, на. воспроизведение производств«иной жизни рабочих масс. Личная жизнь героев, их любов ные интриги не заняли главенствующей роли в «Поэме». Эта главенствующая роль принадлежит борьбе за. перестройку фабрики, судьбе произ водства. Борьба за перестройку фабрики зани мает первое место, все остальное — связано с него. На фоне этой борьбы Гольдберг отдельными штрихами умело рисовал личную жизнь героев, их суб’ективные переживания. Автор не впал в самодовлеющий психологизм, чем грешат многие писатели. Отдельные героя, как Широких, Поли ванов показаны особенно удачно. Это — подлино живые .поди, .активно борющиеся за дело социа лизма. Хорошо показан инженер Карлов, при несший личный интерес в жертву общественному долгу. Весьма жш» предстает перед нами и ху дожник Никулин. С формальной стороны «Поэма» имеет также большие достоинства. Фабула произведения по строена очень искусно в смысле динамичного разворота событий. Повествовательные элементы легко переплетаются с живыми диалогами. Гольд берг с большим мастерством рисует картины про изводственной жизни фабрики, процессов труда, красочно воспроизводит явления природы. По этому досадно встречать такие выражения, как «где-то», «что-то», «как-то», «почему-то»,— они вносят в произведение элементы ненужной таинственности. Создается впечатление, что ав тор не может многим явлениям найти причины, не может их об’яснить. Гольдберг сделал весьма интересный опыт в; создании производственной поэмы. Этот опыт рвет со всеми устаревшими представлениями » поэме, «высокоштильном» жанре. Его яПоэма» охватывает и отражает сегодняшний день, ге роизм масс, строящих социализм. Гольдбергу необходимо более глубоко овладеть методом диалектического материализма, на осно ве которого только и может осуществиться пере стройка писателя и его творческий рост. ф . б * в fill IP А труд— дело чести Социалистическое соревнование, как актив ный метод борьбы рабочего класса за выполне- ' ние пятилетнего плана реконструкции и развития народного хозяйства, как форма выражения ини циативы трудящихся масс в боях за социализм, дающая рекордные показасели под’ема произво дительности труда, — нашло свое отражение и в художественной литературе. В художественных произведениях, помещен ных в журнале «Сибирские Огни» в 1931 г., не сколько авторов пытались вскрыть значение с циалисгичесиого соревнования, но эти попытки нельзя считать вполне удавшимися. _ Мы для своих заметок, берем в круг анализа следующие произведения: «Светлая кровь» А. Коптелова, «Болты» Н. Кудрявцева и «Доб ровольцы нз сусловских колхозов» А. Шугаева. Произведения эти по жанрам разные: роман, рассказ, очерк. Подход к теме у этих авторов должен быть разным. Так оно и есть на самом деле. Но результата едва ли не у всех одинако вые! Сущность социалистического соревнования и его историческое значение заключается в том, что оно есть наиболее эффективный метод воспи тания трудящихся в духе коммунистического от ношения к труду.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2