Сибирские огни, 1932, № 5
с, гопьдентрихт уупоэила о фарфоровой чашке 16 ис. голвдберга Сибирские писатели за последние годы сдела ли большие шаги вперед в деле активного вклю чения в практику социалистического строитель ства. Писатели живо откликнулись на призыв партии — ликвидировать прорыв, преодолеть от ставание литературы от задач, поставленных ве ликим социалистическим наступлением по всему фронту. Одним из свидетельств начавшейся пере стройки и творческого роста является «Поэма о фарфоровой чашке» старого сибирского писателя Исаака Гольдберга, «Поэма» Гольдберга показы вает борьбу части рабочего коллектива во главе с красным директором Широких за техническое переоборудование сибирской фарфоро - фаянсовой фабрики. Вначале директору честно помогал ин женер Карпов, но потом, из-за неудачной любви к Фене, вышедшей впоследствии за/муж за Ши роких, Карпов уехал с фабрики. Необходимость переоборудования фабрики с ее полуразрушенны ми стенами и первобытными орудиями труда бы ла совершенно очевидна: фабрика давала боль шое количество брака, который с каясдьга днем увеличивался (правда, в этом большую роль и г рали вредители). Однако, этому мероприятию со противляются почти все старики фабрики, боясь быть вытесненными с производства усювершен- ствованными машинами. Приехавший из Москвы консультант Вавилов, — сын бывшего хозяина фабрики, — находит также нерациональным пе реоборудование фабрики и эту мысль Вавилов решил отстаивать и в центре. Несмотря на все трудности, фабрика реконст руируется, производительность 'груда повышает ся, темпы и качество возрастают, фарфоровые чашки «с улыбкой большого человека» (Ленина. С. Г.) экспортируются за границу. Сюжет рома на обрамлен лиро - эпическим вступлением и концовкой. Старый монгол пил свой дзузап из старой чашки, которая выскользнула из его рук и разбилась вдребезги, но «старый монгол еще не знает, что там, куда веют ветры с надгорий... что гам, куда льются воды Эдера, что там чужие 1 Все статьи этого отдела идут в порядке обсуждения. Редакция еще вернется к затрону- тым в них вопросам.______________________Ред. ему люди уже готовят для него взамен разбитой новую нарядную, сверкающую чашку. Чашку, на которой пытливая улыбка большого человека... Воспроизводимое в романе относится к концу восстановительного периода (1926-27 г.г.), но это нисколько не лишает интереса и актуально сти тех проблем, которые поставлены Гольдбер гом. Эго — жгучие вопросы нашей борьбы за со циализм, эти вопросы еще долго не сойдут с по вестки дня. Учет прошлого опыта поможет изжи вать ошибки. Автор «Поэмы» стремился отобразить классо вую борьбу на фабрке во всем ее многообразии и это ему в известной степени удалось. Это боль шое достижение писателя, но, как мы увидим ни же, применение диалектического материализм;, в творческой практике Гольдберга еще далек* несовершенно. Почти все старые рабочие фабрики стали в оп позицию инициативе Широких о переоборудова нии. «Пуще всего,—пишет Гольдберг,— волнова лись старики», «они заговорили о кровных лич ных интересах рабочих». «Машина, она машина и есть, что теперь десять работают, а потом при ей, и двух, а может быть, и одного хватит... Вог оно куда скакнет: к сокращению нашей) брата». Нельзя поверить тому, чтобы -старики фабрики, «где прошла их молодость», где получали «навы ки работы», где их эксялоатировали Вавиловы— владельцы этой фабрики, — чтобы эти старики с таким сожалением думали о прошлом и с таким остервенением сопротивлялись новому. Неужели школа дореволюционной классовой борьбы, шко ла закабаления, эксплоатации так-таки их ни чему и не научила? Старикам было стыдно «соз наться в жалости» разрушить гнилые стены фаб рики, «тогда они прикрылись иным. Они загово рила о кровных, личных интересах рабочих». (Стр. 59). Разумеется, над частью старых рабочих еще тяготеют традиции прошлого консерватизма, но нельзя же это огульно распространять на всех. Из всех старых рабочих «сознательным, рево люционно настроенным» в Поэме вышел только Поливанов. «К старикам вслушивались « . остальные ра*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2