Сибирские огни, 1932, № 5

с, гопьдентрихт уупоэила о фарфоровой чашке 16 ис. голвдберга Сибирские писатели за последние годы сдела­ ли большие шаги вперед в деле активного вклю­ чения в практику социалистического строитель­ ства. Писатели живо откликнулись на призыв партии — ликвидировать прорыв, преодолеть от­ ставание литературы от задач, поставленных ве­ ликим социалистическим наступлением по всему фронту. Одним из свидетельств начавшейся пере­ стройки и творческого роста является «Поэма о фарфоровой чашке» старого сибирского писателя Исаака Гольдберга, «Поэма» Гольдберга показы­ вает борьбу части рабочего коллектива во главе с красным директором Широких за техническое переоборудование сибирской фарфоро - фаянсовой фабрики. Вначале директору честно помогал ин­ женер Карпов, но потом, из-за неудачной любви к Фене, вышедшей впоследствии за/муж за Ши­ роких, Карпов уехал с фабрики. Необходимость переоборудования фабрики с ее полуразрушенны­ ми стенами и первобытными орудиями труда бы­ ла совершенно очевидна: фабрика давала боль­ шое количество брака, который с каясдьга днем увеличивался (правда, в этом большую роль и г рали вредители). Однако, этому мероприятию со­ противляются почти все старики фабрики, боясь быть вытесненными с производства усювершен- ствованными машинами. Приехавший из Москвы консультант Вавилов, — сын бывшего хозяина фабрики, — находит также нерациональным пе­ реоборудование фабрики и эту мысль Вавилов решил отстаивать и в центре. Несмотря на все трудности, фабрика реконст­ руируется, производительность 'груда повышает­ ся, темпы и качество возрастают, фарфоровые чашки «с улыбкой большого человека» (Ленина. С. Г.) экспортируются за границу. Сюжет рома­ на обрамлен лиро - эпическим вступлением и концовкой. Старый монгол пил свой дзузап из старой чашки, которая выскользнула из его рук и разбилась вдребезги, но «старый монгол еще не знает, что там, куда веют ветры с надгорий... что гам, куда льются воды Эдера, что там чужие 1 Все статьи этого отдела идут в порядке обсуждения. Редакция еще вернется к затрону- тым в них вопросам.______________________Ред. ему люди уже готовят для него взамен разбитой новую нарядную, сверкающую чашку. Чашку, на которой пытливая улыбка большого человека... Воспроизводимое в романе относится к концу восстановительного периода (1926-27 г.г.), но это нисколько не лишает интереса и актуально­ сти тех проблем, которые поставлены Гольдбер­ гом. Эго — жгучие вопросы нашей борьбы за со­ циализм, эти вопросы еще долго не сойдут с по­ вестки дня. Учет прошлого опыта поможет изжи­ вать ошибки. Автор «Поэмы» стремился отобразить классо­ вую борьбу на фабрке во всем ее многообразии и это ему в известной степени удалось. Это боль­ шое достижение писателя, но, как мы увидим ни­ же, применение диалектического материализм;, в творческой практике Гольдберга еще далек* несовершенно. Почти все старые рабочие фабрики стали в оп­ позицию инициативе Широких о переоборудова­ нии. «Пуще всего,—пишет Гольдберг,— волнова­ лись старики», «они заговорили о кровных лич­ ных интересах рабочих». «Машина, она машина и есть, что теперь десять работают, а потом при ей, и двух, а может быть, и одного хватит... Вог оно куда скакнет: к сокращению нашей) брата». Нельзя поверить тому, чтобы -старики фабрики, «где прошла их молодость», где получали «навы­ ки работы», где их эксялоатировали Вавиловы— владельцы этой фабрики, — чтобы эти старики с таким сожалением думали о прошлом и с таким остервенением сопротивлялись новому. Неужели школа дореволюционной классовой борьбы, шко­ ла закабаления, эксплоатации так-таки их ни­ чему и не научила? Старикам было стыдно «соз­ наться в жалости» разрушить гнилые стены фаб­ рики, «тогда они прикрылись иным. Они загово­ рила о кровных, личных интересах рабочих». (Стр. 59). Разумеется, над частью старых рабочих еще тяготеют традиции прошлого консерватизма, но нельзя же это огульно распространять на всех. Из всех старых рабочих «сознательным, рево­ люционно настроенным» в Поэме вышел только Поливанов. «К старикам вслушивались « . остальные ра*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2