Сибирские огни, 1932, № 5

как улучшение ледовых условий в Карском иоре обычно продолжается до конца сентября, первой половины октября, вследствие чего обратный путь из Оби н Енисея всегда легче, то, по мере дальнейшего изучения и оборудования Северного морского пути, срок навигации в Карской море должен увеличиваться преимущественно за счет осеинях месяцев. Для достижения Колымы через Берингов про­ лив, надо входить в Чукотское море возможно раньше, немедленно вслед за образованием при­ брежной прогалины — в начале июля. Так как состояние льда в береговой прогалине к концу навигации часто ухудшается и молодой лед в ней образуется при первых заморозках, уже в начале сентября, то Колымские рейсы следует заканчи­ вать в ледовитые годы как можно раньше, в особенности на решающем участке между мысами Большим Барановым и Северным. 2. Для проводки судов Колымских рейсов мощ­ ные ледоколы не метут применяться с тем же успехам, как в Карском море, потому что вследствие мелководности береговой полосы ледо­ кол зачастую не сможет пройти там, где пройдет небольшое судно. Главное внимание, при надле­ жащей организации восточного варианта Север­ ного морского пути, следует обратить на качест­ во самих рейсовых судов и на правильную по­ становку подрывных работ во льду. 3. Проход вокруг мыса Челюскина, посещав­ шегося .тишь экспедиционными судами, может быть использован и судами коммерческих рейсов (при условии достаточного освещения этого рай­ она ледовой разведкой), потому что, в ряде слу­ чаев, торговому пароходу, оказавшемуся в нача­ ле сентября в районе Лены или даже Колымы, будет легче выйти из Ледовитого моря западным путем, чем восточным. Тал, судя по состоянию льда в Карском море, по всей вероятности, могли бы выйти без зимовки: шхуна экспедшш Амуд­ сена «Мод» в 1924 г., пароход Ленского пейса «Колыма» в 1928 г., пароход Колымского рей­ са «Ставрополь» в 1929 г. 4. Для сквозного прохода вдоль Северных си­ бирских берегов, из океана в океан, до сих пор никому не удававшемуся без зимовки (или не­ скольких зимовок), лучше итти с востока, при­ урочивая поход к благоприятным указаниям для Карского моря и пользуясь для прохода до Ко­ лымы рано образующейся береговой полыньей. Дальнейший путь до Таймыра должен быть легче. Судно, пришедшее к району, мыса Челюскина в августе, будет иметь достаточно навигационного времени, чтобы обогнуть этот мыс, не опасаясь позднего выхода в Карское море, где риск быгъ захваченным интенсивным образованием молодо­ го льда, в особенности в ожидающийся там, по оп­ позиции, малоледовитый год, несравненно мень­ ше, чем на востоке. «Таймыр» и «Вайгач» сво­ им походом в 1914 г. уже доказали преимуще­ ство движения с востока и можно утверждать, что если бы ледоколы вошли в Чукотское море раньше, а также не потеряли времени на подход к о-ву Врангеля, где они оставались до 20-х чи­ сел августа, то о<ни прошли бы и Карское море, в северной части которого зазимовали1. Выбирая плавание Северо-восточным проходом с запада в ледовитый в Карском море год, судно рискует вовсе не дойти до шел Челюскина, а. в благоприятный год, пройдя Карское море, неми­ нуемо встретят тяжелые условия на востоке, при том в конце навигации, когда старый лед бы­ стро сковывается молодым льдом'-. 5. В виду того, что на всем пространстве от Таймыра до Берингова пролива работают только две гидрометеорологических радиостанции: на ост­ рове Врангеля и Ляховекои, что является совер­ шенно недостаточным, метеорологические прогно­ зы, даваемые для Карских экспедиций, могут при­ меняться и для Колымских рейсов, по противо­ положности, впредь до самостоятельною освеще­ ния работой будущих гиирометеюрологическлх станций морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. 6. Снабженческие рейсы в устья рек ЯАССР, протекающие, обычно, в трудной ледовой обста- и в последнее время, почти ежегодно оканчиваю­ щиеся звонками, могут был» поставлены в иск­ лючительно благоприятные условия, если вместо одного пути через Берингов пролив, с востока, пользоваться и другим — через устье Лены, с запада. 7. Полярные рейсы на всем Северном морском пути, от Новой Земли до м. Дежнева, должны быть оСм:диноны одам общим руководством, рас­ полагающим всеми имеющимися данными и сред­ ствами полярной навигации. Однако, ни одно из этих условий в настоящее время не осуществляется. (Окончание в след, номере). 1 Плавание «Таймыра» и «Вайгача» в 1914 г. является единственным случаем прохода Се­ верным моракжи путем с вююгока на запад. Остальные два плавания по всему северному морскому шуги: Норценшельда 1878-79 гл\ и Амудсена 1918-20 гл\ 'начинались с запада. По­ следнее плавание (на шхуие «Мод») прошло с двумя зимовками. 2 Наиболее благоприятными для сквозного прохода Северным морским путем от Берин­ гова rrp-ва до Баренцева моря являлись бы также годы типа 1927 г., -когда льда в море « востоку от Колымы было довольно много, wo береговая полынья позволила пройти Чу­ котское споре еще в июле, ? в Карском море наиболее благоприятные 'условия сложились .к ксинцу навигации.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2