Сибирские огни, 1932, № 5
как улучшение ледовых условий в Карском иоре обычно продолжается до конца сентября, первой половины октября, вследствие чего обратный путь из Оби н Енисея всегда легче, то, по мере дальнейшего изучения и оборудования Северного морского пути, срок навигации в Карской море должен увеличиваться преимущественно за счет осеинях месяцев. Для достижения Колымы через Берингов про лив, надо входить в Чукотское море возможно раньше, немедленно вслед за образованием при брежной прогалины — в начале июля. Так как состояние льда в береговой прогалине к концу навигации часто ухудшается и молодой лед в ней образуется при первых заморозках, уже в начале сентября, то Колымские рейсы следует заканчи вать в ледовитые годы как можно раньше, в особенности на решающем участке между мысами Большим Барановым и Северным. 2. Для проводки судов Колымских рейсов мощ ные ледоколы не метут применяться с тем же успехам, как в Карском море, потому что вследствие мелководности береговой полосы ледо кол зачастую не сможет пройти там, где пройдет небольшое судно. Главное внимание, при надле жащей организации восточного варианта Север ного морского пути, следует обратить на качест во самих рейсовых судов и на правильную по становку подрывных работ во льду. 3. Проход вокруг мыса Челюскина, посещав шегося .тишь экспедиционными судами, может быть использован и судами коммерческих рейсов (при условии достаточного освещения этого рай она ледовой разведкой), потому что, в ряде слу чаев, торговому пароходу, оказавшемуся в нача ле сентября в районе Лены или даже Колымы, будет легче выйти из Ледовитого моря западным путем, чем восточным. Тал, судя по состоянию льда в Карском море, по всей вероятности, могли бы выйти без зимовки: шхуна экспедшш Амуд сена «Мод» в 1924 г., пароход Ленского пейса «Колыма» в 1928 г., пароход Колымского рей са «Ставрополь» в 1929 г. 4. Для сквозного прохода вдоль Северных си бирских берегов, из океана в океан, до сих пор никому не удававшемуся без зимовки (или не скольких зимовок), лучше итти с востока, при урочивая поход к благоприятным указаниям для Карского моря и пользуясь для прохода до Ко лымы рано образующейся береговой полыньей. Дальнейший путь до Таймыра должен быть легче. Судно, пришедшее к району, мыса Челюскина в августе, будет иметь достаточно навигационного времени, чтобы обогнуть этот мыс, не опасаясь позднего выхода в Карское море, где риск быгъ захваченным интенсивным образованием молодо го льда, в особенности в ожидающийся там, по оп позиции, малоледовитый год, несравненно мень ше, чем на востоке. «Таймыр» и «Вайгач» сво им походом в 1914 г. уже доказали преимуще ство движения с востока и можно утверждать, что если бы ледоколы вошли в Чукотское море раньше, а также не потеряли времени на подход к о-ву Врангеля, где они оставались до 20-х чи сел августа, то о<ни прошли бы и Карское море, в северной части которого зазимовали1. Выбирая плавание Северо-восточным проходом с запада в ледовитый в Карском море год, судно рискует вовсе не дойти до шел Челюскина, а. в благоприятный год, пройдя Карское море, неми нуемо встретят тяжелые условия на востоке, при том в конце навигации, когда старый лед бы стро сковывается молодым льдом'-. 5. В виду того, что на всем пространстве от Таймыра до Берингова пролива работают только две гидрометеорологических радиостанции: на ост рове Врангеля и Ляховекои, что является совер шенно недостаточным, метеорологические прогно зы, даваемые для Карских экспедиций, могут при меняться и для Колымских рейсов, по противо положности, впредь до самостоятельною освеще ния работой будущих гиирометеюрологическлх станций морей Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. 6. Снабженческие рейсы в устья рек ЯАССР, протекающие, обычно, в трудной ледовой обста- и в последнее время, почти ежегодно оканчиваю щиеся звонками, могут был» поставлены в иск лючительно благоприятные условия, если вместо одного пути через Берингов пролив, с востока, пользоваться и другим — через устье Лены, с запада. 7. Полярные рейсы на всем Северном морском пути, от Новой Земли до м. Дежнева, должны быть оСм:диноны одам общим руководством, рас полагающим всеми имеющимися данными и сред ствами полярной навигации. Однако, ни одно из этих условий в настоящее время не осуществляется. (Окончание в след, номере). 1 Плавание «Таймыра» и «Вайгача» в 1914 г. является единственным случаем прохода Се верным моракжи путем с вююгока на запад. Остальные два плавания по всему северному морскому шуги: Норценшельда 1878-79 гл\ и Амудсена 1918-20 гл\ 'начинались с запада. По следнее плавание (на шхуие «Мод») прошло с двумя зимовками. 2 Наиболее благоприятными для сквозного прохода Северным морским путем от Берин гова rrp-ва до Баренцева моря являлись бы также годы типа 1927 г., -когда льда в море « востоку от Колымы было довольно много, wo береговая полынья позволила пройти Чу котское споре еще в июле, ? в Карском море наиболее благоприятные 'условия сложились .к ксинцу навигации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2