Сибирские огни, 1932, № 5
лания у 78° N. Авиаразведка не обнаружи ла льда к iceBeipry от о-ва Диксона. Шхуна «Зверобой» достигла мы:са Миндейдорфа на Таймыре, нигде не встретив льда. Последний отряд Карской экспедиции весь атуть до Енисея и обратно прошел по чистой воде, войдя в Югорский шар 3 октября, при теплой погоде. • Последний пароход («Сибиряков») оставал ся (в Карском море до 9 ноября. 1931) г. Малоледовитый год Раюпределедае льда подобно распределе нию льда в предыдущем году, но условия плавания значительно легче. Движение судов Карской экспедиции, число которых превыси ло 50, происходило совершенно беспрепятст венно. Ледокольный пароход «Седов», прой дя сравнительно неширокую полосу льда, до стиг Северной Земли- , Впервые в истории Карских экспедиций от ряд торговых судов был проведен вокруг мы са Желания, по чистой воде. 1931 г. Безледный год Льда на пути судов Карской экспедиции не было. Лад держался лишь на крайнем се вере Карского моря и у восточного берега северного острова Новой Земли. Оценка ледовлтости дана по пятибалльной си стеме, предложенной (В. Ю. Бизе. «Очень малоле- довидые» годы названы «безледными», согласно принятому среди полярных моряков словоупот реблению. К безледаым годам отнесены годы, когда плавающие к устьям .сибирских рек суда не встречали льдов, а ледовая разведка обнару живала лед в незначительных количествах или далеко от курса судов. К очень ледовитым отне сены: для Ка<рского моря — годы с практически непроходимым состоянием льда, а с 1920 г. (ког да организация .советских Карских экспедиций обеспечила достижение устьев Оби и Енисея в любые годы), проходимых при поддержке ледоко лов; в море к востоку от Колымы — годы, за кончившиеся зимовками (или гибелью от льда) одного или нескольких судов на пути в Колыму, а та&же годы, в которых навигации не было, но которые, по имеющимся данным, были столь же непроходимыми. К нормальным годам отнесе ны все довольно ледовитые годы, закончившиеся для полярных рейсов благополучно; к нормаль ным годам, условно, отнесены также годы, о ко торых нет достаточных сведений. Обозначая безледные годы — 1 баллом' мало- мьгса «Северный», встретив непроходимые льды. Там же зазимовала американская шху на «Нанук». Ледокол «Литке» с большим трудом достиг о. Врангеля, получив тяжелые повреждения. Ледовитый год Пароход «Колыма», шхуна «Чукотка» и аме риканская шхуна .«Кориза» выполнили рейсы с большим трудом. Все море покрыто льдом, за исключением береговой прогалины, где лед был расположен сравнительно благопри ятно для тяжелого (года. Обе шхуны, специ ально приспособленные для ледового плава ния, вернулись благополучно, во пароход «Колыма», пробиваясь (через льды у о-ва Айона, о-ва Шалауровя, мысов Северный и Сердце-Камень, часто с помощью динамита,, получил настолько серьезные повреждения, что ремонт парохода занял весь год, до сле дующего полярного рейса. Очень ледовитый год Шхуна «Чукотка» погибла во льдах, между м. Ванкарем .и устьем р. Омгуэм. Оба паро хода Колымского рейса зазимовали в районе .мьгса Шелагокопо, т.-е. дальше от выхода из Ледовитого моря, чем когда-либо. Врангелев ский рейс не состоялся. Начальник колонии о-ва Врангеля, несмотря на тяжелое положе ние колонии, рекомендовал отказаться от рей са, считая льды у о-ва Врангеля .непроходимы ми. Преобладали с.-з. ветры, достигавшие силы шторма <по наблюдениям «Чукотки» до 11 бал лов). ледовитые — 2 баллами, нормальные — 3 бал лами, ледовитые — 4 баллами, очень ледови тые — 5 баллами, — получим следующие срав нительные кривые за XX столетие. См. диаграмму на стр. 105. Из приведенных данных "видно, что противопо ложность в состоянии льда на пути Карских экс педиций и "Колымских рейсов выражена очень яр ко. Эта противоположность выступает тем яснее, чем ярче выражен ледовитый пли безледный ха рактер данного года в одной из сравниваемых частей Арктики1. Ограниченность данных не поз воляет расширить исследование на прошлое сто летие, но во всех отдельных случаях, когда срав нительные данные известны, оппозиция в состоя нии льда на западе и востоке наблюдается, пово димому, без исключений. Так, в 1878 г., Нор- деншельд на «Веге» встретил, как известно, очень благоприятное состояние льда в Карском море и в центральных полярных морях Евразии; к во 1 Несмотря на ярко выраженный характер оппозиции, этому явлению не уделялось до статочного внимания, отчасти вследствие от сутствия более или менее длительных науч ных наблюдений в восточных морях, отчасти вследствие полной изолированности друг от друга организаций, осуществлявших Карские экспедиции и Колымские рейсы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2