Сибирские огни, 1932, № 5

лания у 78° N. Авиаразведка не обнаружи­ ла льда к iceBeipry от о-ва Диксона. Шхуна «Зверобой» достигла мы:са Миндейдорфа на Таймыре, нигде не встретив льда. Последний отряд Карской экспедиции весь атуть до Енисея и обратно прошел по чистой воде, войдя в Югорский шар 3 октября, при теплой погоде. • Последний пароход («Сибиряков») оставал­ ся (в Карском море до 9 ноября. 1931) г. Малоледовитый год Раюпределедае льда подобно распределе­ нию льда в предыдущем году, но условия плавания значительно легче. Движение судов Карской экспедиции, число которых превыси­ ло 50, происходило совершенно беспрепятст­ венно. Ледокольный пароход «Седов», прой­ дя сравнительно неширокую полосу льда, до­ стиг Северной Земли- , Впервые в истории Карских экспедиций от­ ряд торговых судов был проведен вокруг мы­ са Желания, по чистой воде. 1931 г. Безледный год Льда на пути судов Карской экспедиции не было. Лад держался лишь на крайнем се­ вере Карского моря и у восточного берега северного острова Новой Земли. Оценка ледовлтости дана по пятибалльной си­ стеме, предложенной (В. Ю. Бизе. «Очень малоле- довидые» годы названы «безледными», согласно принятому среди полярных моряков словоупот­ реблению. К безледаым годам отнесены годы, когда плавающие к устьям .сибирских рек суда не встречали льдов, а ледовая разведка обнару­ живала лед в незначительных количествах или далеко от курса судов. К очень ледовитым отне­ сены: для Ка<рского моря — годы с практически непроходимым состоянием льда, а с 1920 г. (ког­ да организация .советских Карских экспедиций обеспечила достижение устьев Оби и Енисея в любые годы), проходимых при поддержке ледоко­ лов; в море к востоку от Колымы — годы, за­ кончившиеся зимовками (или гибелью от льда) одного или нескольких судов на пути в Колыму, а та&же годы, в которых навигации не было, но которые, по имеющимся данным, были столь же непроходимыми. К нормальным годам отнесе­ ны все довольно ледовитые годы, закончившиеся для полярных рейсов благополучно; к нормаль­ ным годам, условно, отнесены также годы, о ко­ торых нет достаточных сведений. Обозначая безледные годы — 1 баллом' мало- мьгса «Северный», встретив непроходимые льды. Там же зазимовала американская шху­ на «Нанук». Ледокол «Литке» с большим трудом достиг о. Врангеля, получив тяжелые повреждения. Ледовитый год Пароход «Колыма», шхуна «Чукотка» и аме­ риканская шхуна .«Кориза» выполнили рейсы с большим трудом. Все море покрыто льдом, за исключением береговой прогалины, где лед был расположен сравнительно благопри­ ятно для тяжелого (года. Обе шхуны, специ­ ально приспособленные для ледового плава­ ния, вернулись благополучно, во пароход «Колыма», пробиваясь (через льды у о-ва Айона, о-ва Шалауровя, мысов Северный и Сердце-Камень, часто с помощью динамита,, получил настолько серьезные повреждения, что ремонт парохода занял весь год, до сле­ дующего полярного рейса. Очень ледовитый год Шхуна «Чукотка» погибла во льдах, между м. Ванкарем .и устьем р. Омгуэм. Оба паро­ хода Колымского рейса зазимовали в районе .мьгса Шелагокопо, т.-е. дальше от выхода из Ледовитого моря, чем когда-либо. Врангелев­ ский рейс не состоялся. Начальник колонии о-ва Врангеля, несмотря на тяжелое положе­ ние колонии, рекомендовал отказаться от рей­ са, считая льды у о-ва Врангеля .непроходимы­ ми. Преобладали с.-з. ветры, достигавшие силы шторма <по наблюдениям «Чукотки» до 11 бал­ лов). ледовитые — 2 баллами, нормальные — 3 бал­ лами, ледовитые — 4 баллами, очень ледови­ тые — 5 баллами, — получим следующие срав­ нительные кривые за XX столетие. См. диаграмму на стр. 105. Из приведенных данных "видно, что противопо­ ложность в состоянии льда на пути Карских экс­ педиций и "Колымских рейсов выражена очень яр­ ко. Эта противоположность выступает тем яснее, чем ярче выражен ледовитый пли безледный ха­ рактер данного года в одной из сравниваемых частей Арктики1. Ограниченность данных не поз­ воляет расширить исследование на прошлое сто­ летие, но во всех отдельных случаях, когда срав­ нительные данные известны, оппозиция в состоя­ нии льда на западе и востоке наблюдается, пово­ димому, без исключений. Так, в 1878 г., Нор- деншельд на «Веге» встретил, как известно, очень благоприятное состояние льда в Карском море и в центральных полярных морях Евразии; к во­ 1 Несмотря на ярко выраженный характер оппозиции, этому явлению не уделялось до­ статочного внимания, отчасти вследствие от­ сутствия более или менее длительных науч­ ных наблюдений в восточных морях, отчасти вследствие полной изолированности друг от друга организаций, осуществлявших Карские экспедиции и Колымские рейсы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2