Сибирские огни, 1932, № 5

от льда. В северо-западной части моря льды; шх «Канин» был остановлен льдом у Оран­ ских о-вов; однако, Русанов на «Дмитрии Со- лунском» обошел северный остров Новой Зем­ ли и благополучно вернулся а Архангельск. 19! 1 г. Нормальный год Лед встречается всюду, но не представляет особых затруднений для навигации. Рейсы •п /х «Пахтусов» и п/х '«Нимрод» прошли ‘бла­ гополучно. Сапный путь в низовьях Енисея устанонил- ся в начале октября, т.-е. значительно рань­ ше нормального срока. 1912 г. Очень ледовитый год Состояние льда в море наихудшее за весь рассматриваемый период. Шхуна «Святая Аша» аксгпедавдш Брусило­ ва встретила лед еще .в Печорском море, с большим трудом, вошла в Kaipcnoe море, где была затерта льдами, зазимовала и впослед­ ствии была вынесена со льдами в Северный полярный бассейн, где бесследно 'погибла. Также бесследно погиб «Геркулес» с Русано­ вым. Остальные шесть судов вернулись, не выполнив рейса. 1913 г. Ледовитый год В .Енисей кадил tn/ к «Коррект», принадле­ жавший Аиц. О-ву, возглавляемому И. Ладом. На борту «Корректа» находился Фритьоф Нансен; поэтому путь к устью Енисея в этом году хороню описан (Ф. (Нансен, «В страну будущего»). Лед в Карском море встречался всюду, в значительных количествах. Во вто­ рой половине августа лед был вплотную придвинут «к северным берегам островов меж­ ду Обью и Енисеем. Преобладали крепкие ветра северных румбов. Встречались невзло- маиные ледяные поля. «Коррект» несколько раз был задержан льдами. Рейс «Корректа» и рейсы остальных 4 па­ роходов прошли благополучно. Обратный путь был легче. 1914 г. Малоледовитый год Южные проливы свободны с конца июля до конца сентября. В Обь и Енисей проведе­ ны 4 паровых и 2 непаровых речных судна. Остальные рейсы также прошли вполне бла­ гополучно. Граница льдов а северной части Баренцева и Карского морей была южнее нормы. льдов лежала на широте 70° 15' N. Тран­ спорт «Шил.ка» встретил лед у мыса Инцоаа; там же в середине сентября встретили лёд транспорты «Таймыр» и «Вайгач». В. Ю. Визе относит этот год к числу очень ледовитых. Малоледовитый год П /х „Колыма" и шхуна «K ittiwake» встре­ тили лишь разреженный легкапрохадимый лед. Первый Колымский рейс Доброфлюта прошел вполне благополучно. Ледокольные пароходы «Таймыр» и «Вайгач» шли до Ко­ лымы по чистой .воде фейсювое донесение адм. Трояна). О-в Врангеля был обойден кругом «Вайга- чом». Малоледовитый год Суда «экспедиции северного ледовитого океана» — «Таймыр» и «Вайгач», идя вда­ ли от берега, встретили (в июле) лед между мысами Сердце Камень и Северный. Лед не препятствовал движению судов. От м. Север­ ного до Колымы «Таймыр» и «Вайгач» почти все время шли по чистой воде. На обратном пути, во второй половине сен­ тября, ледоколы прошли тот же путь, от Ко­ лымы до Берингова пролива, по чистой воде. Мыс Северный был пройден 20 сентября, в 10 милях от берега, в теплый солнечный день. Во время всего пути, на указанном участке, наблюдались положительные температуры во­ ды и воздуха до двадцатых чисел сентября, что дает основание предполагать, что море оставалось проходимым еще в течение 10-20 дней (Н. Арбенев; «От Владивостока до Таймырского полуострова на транспорте «Вайгач» в 1912 г.). В Колыму ходил пароход «Котик» ('впослед­ ствии «Ставрополь».). Колымский рейс прошел благополучно. Малоледовитый год В первой половине навигации льда встреча­ ется довольно много, но значительного пре­ пятствия он не представляет. На обратном пути из Колымы в первые числах сентября «Ставрополь» только у мьгса «Северного» встретил отдельные редкие льдины. «Таймыр» и «Вайгач» прошли гот же путь в последних числах сентября, встретив лед «к северу от м. Биллинга и к северу от м. Се­ верного. Далее путь был чист до Берингова пролива». Ледовитый год В августе «Таймыр» и «Вайгач» не могли достичь о-ва Врангеля и оказать помощь лю­ дям с п /х «Карлух», раздавленного льдами 11 января того же года к северу от о-ва Ге­ ральда. В борьбе со льдами «Вайгач» помял корпус и сломал одну лопасть винта. В сен­ тябре к о-ву Врангеля пробились' три амери­ канских судна {Записки но гидрографии, 1963 г. «Плавание корабли «Кар лук» « его трагический конец»)._________________________

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2