Сибирские огни, 1932, № 5

я», период можно установить для Карского моря, состояние льда в котором достаточно выяснено. Ледовитыми годами в Карском' море, в течение последнего столетия были: 1903, 1907, 1912, 1916-1917, 1921, 1925-1926. Однако, 1930 и 1931 г. г. в Карском море были весьма бла­ гоприятными. Не было ледовитым также деся­ тилетие, предшествующее 1903 году. Что же ка­ сается притихоокеаншш части Арктики, то, на­ чиная с 1918 г., кривая, выведенная проф. Ви­ зе, совершенно нарушается. С 1918 г. в море к востоку от Колымы наступает ряд ледовитых лет и только между 1924 и 28 гг. снова наблюдается четырехлетний промежуток. В общем лее ледови­ тые годы на востоке повторяются гораздо чаще, чем однажды в пятилетие, и обычно следуют группами. Так, в указанный отрезок времени по­ чти одинаково ледовитыми были: 1918, 1919, 1920, 1922, 1924, 1928, 1929, 1930, 1931 гг . Очевидно, как отмечает сам проф. Визе, для окончательного решения вопроса нужны еще «дли­ тельные наблюдения». Возможно, что подмечен­ ная периодичность колебаний количества льда в Арктике, также подвержена периодическим коле­ баниям. На ряду с дальнейшим изучением периодам^ ста ледовитости полярных морей, еще большее научное и практическое значение приобретает изучение вопроса наблюдающейся оппозиции в состоянии льда, в приатлантической и притихо- океаиской частях Арктики. Для оценки и сравнения ледовитости на западе и востоке мной взяты данные о состоянии льда на пути Карских экспедиций п Колымских рей­ сов, так как состояние льда в Каровом море, ха­ рактеризуемое ходом рейсов к устьям Оби и Ени­ сея, в большинстве случаев адокватно состоянию льда в море Баренца, т.-е. освещает ледовый ре­ жим во всех западных полярных морях Евразии, а состояние льда на пути от Берингова пролива до Колымы достаточно характеризует состояние льда в Чукотской и отчасти Восточно-Сибирском морях. Помещаемая ниже таблица составлена для Кар­ ского моря — но данным Э. Лесгафта до 1911 г. включительно, но данным И. Лида и Комсевер- пути1; для моря к востоку от Колымы— по дан­ ным В. Ю. Визе до 1924 г. включительно, по рейсовым донесениям капитанов Колымских рей­ сов и др. источникам, указанным в тексте. состояние льда в карском море и в шоре к восто> ну от колымьа с 1900 по 193$ г. « а р с к о е т о р е 1900 г. Малоледовитый год «В первой половине августа ладов было еще много в южной и западной частях моря, но во второй половине августа льдов уже не было, впрочем, ;ни на юге, ни в ‘Середине, ни на севере; они держались все лето только на западе, у восточных берегов Новой Зем­ ли; по своему 'характеру встреченный лад был слабый и не представлял препятствий для пла­ вания». Все проливы вскрылись еще в июле. В Кар­ ском море плавало 9 судов, .рейсы которых закончились благополучно, за исключением рейса «Мечты», змопадициюнваго судна худ. Борисова, испытавшего трапикомичнекие зат ­ руднения во льдах в самое благоприятное (время этого иочти безледнопо гада. «Заря», под начальством Э. В. Толля дош­ ла до острова Боневи, близ острова Таймыра. 1901 г. Малоледовитый год «На западе у берегов Новой Земли море очищается от льда очень рано, с конца мар­ та; в августе и сентябре льдов в большей ча­ сти моря уже не было, они держались только на (крайнем севере, у северной оконечности Новой Земли». 1902 г. Нормальный год Условия плавания благоприятны в южной половине моря и неблагоприятны в северной; южная часть моря освободилась от льда во «торой половине августа. Рейс п /к «’Пахтусов» из Архангельска в Енисей и обратно прошел благополучно. Слйогн* 7. т о р е н востоку от и о яы яы (Повидимому) ледовитый год В августе море было чисто, только от Бе^ рингова пролива до Колючинекой .губы. Об остальном пути до Колымы — сведений нет. ■ , : (Повидимому) ледовитый год Колючинокая губа была заполнена крупно битым льдом (в начале августа). •Об остальном море «ведений нет. (Повидимому) ледовитый год В мае к чукотскому берегу был вплотную прижат непроходимый лед. В июне лед дер­ жался широкой полосой по всему берегу, за­ ходя в Берингов пролив и Берингово *море * Любезно «проверенным Н. Н. Воеводиным.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2