Сибирские огни, 1932, № 5

цы. К началу XX века Северное Чукотское по­ бережье в гораздо большой степени являлось ко­ лонией Америки, чем России. Вытекающие от­ сюда политические опасения, а также все более обострявшийся вопрос о снабжении Кодымско- Индигирского края заставил царских чиновников снова вспомнить забытый морской путь. В 1911 году, как раз в том году, когда в Карском море начинается деятельность И. Лида, т.-е., устанав­ ливается регулярная торговая связь Западной Ев­ ропы с Сибирью, в море к востоку от Колымы был осуществлен первый торговый рейс Добро- флота. Параход «Колыма» доставил в августе 1911 года 50 тонн казенных грузов в Нижне- Колымск. Вслед за «Колымой», буквально за ее кормой, в Нижне-Колымск пришла первая амери­ канская шхуна. «Иностранные предпринимате­ ли»,—пишет Н. И. Евгенов («Значение Северно­ го морского пути в связи с речным транспортом в экономической жизни севера Восточной Сиби­ ри», записки по гидрографии, 1924 г.), — «так­ же считают Северный морской путь в Сибирь .важным я выгодным. Об этом свидельствует из­ вестный нам факт предложения одной из круп­ ных американских фирм Временному правитель­ ству, а затем в 1919 г. правительству, бывшему в Сибири, заключить с нею контракт на орга­ низацию пароходного сообщения к устью р. Ле­ ны». Предложение это вызывается, прежде все- то, потребностями иностранных золотопромыш­ ленников в Сибири: «Переброса драш на Бо­ дайбинские прииски, стоящей 500 тыс. руб­ лей, обходилась 1.000.000 рублей». С 1923 р .,, т.-е. со времени установления советской власти на севере Якутии, рейсы через море к востоку от Калымы из Владивостока становятся ежегод­ ными, несмотря на тяжелые ледовые условия пос­ леднего десятилетия. Таким образом очевидно, что использование Се­ верного морского пути в экономических целях -не имеет прямого отношения ко льдам моря; глав­ ную роль здесь, как и в мангазейский период, иг­ рают искусство мореплавателей и настойчивость организаторов, привлекаемых «финансовых ус- ■ лехов», а в последнее время требованиями, вы­ зываемыми индустриализацией советского севе-' jpa. Вопрос о возможных вековых колебаниях ле­ довитости- нельзя связывать с возникновением и прекращением полярной кавитации, и следователь­ но самое существование таких колебаний не мо- ■.кет считаться в настоящее время научно-осве' .щенным, если иметь в виду исторические (а не .геологические) отрезки времени. Что касается кратковременных колебаний ле­ довитости, наблюдающихся, как было сказано, не •только в Карском море, то существование их бы­ ло известно с первых лет навигации в полярных морях. Так, год плавания Федота Колмагорцева с казаками Дежневым и Анкудиновым, впервые обогнувших мыс Дежнева, был очень благоприя­ тным; смежные же с 1648 года оказались не­ проходимыми для парусных судов того времени. «В 1810 г., — сообщает Н. В. Слюгош, — слу­ чилась такая суровая зима в северо-восточном крае Ойсири, что Берингово море и проливы между Курильскими и Алеутскими островами покрылись льдом, а Командорские острова окружены были громадными торосами. С того времени стад наблю­ даться частый недоход рыбы, а с 1815 г. он сделался хроническим явлением до 1931 г.». («Охотско-Камчатский край», стр. 81). В настоящее время колебания ледовитости по­ лярных морей наблюдаются ежегодно. Пытаясь найти в этих колебаниях известную закономер­ ность, проф. Визе сообщает следующее: «Жителями Исландии уже давно было подме­ чено существование периодичности в колебаниях ледовитости моря около Исланди. Позже W . Mei- nandus на основании обширного материала под­ твердил существование такой периодичности, а С. Brooks покозал, что существует зависи­ мость между состоянием льдов у Исландии и за­ сухами в Англии, обнаруживающими такую же периодичность1. B rooks‘ом и мною, независи­ мо друг от друга, период этих колебаний был определен в. 4,8 года. В связи с изложенным весьма интересно следующее сообщение И. П. Толмачева: «По словам чукчей, сидящих у Ше- лагского мыса, в состоянии льдов здесь наблюда­ ется известная периодичность: каждые четыре (по другому сообщению 5 лет) льды приваливают к берегу, а затем наступает период, когда льды отходят от берега» (по Чукотскому побережью Ледовитого океана. СПБ, 1911 г.). Ссылаясь на составленный им чертеж хода Ле­ довитости моря к востоку от Колымы и к северу от Берингова пролива, с 1906 по 1924 г., проф. Визе считает, что «подмеченная чукчами пери­ одичность в 4-5 лет (существование которой уже давно было подмечено в Исландии) выступает до­ вольно явственно. В среднем период этих колеба­ ний оказывается при этом в Притихоокеаншш части Арктики равным 4, 6 года, т.^е. почти в точности таким же, как у Исландии». Аналогическое явление за тот же, приблизитедь 1 В другом труда «В. Ю. Визе указал яа 'ин­ тересное соотношение между уровнем воды в экваториальных ioaeipaix и количеством поляр­ ных льдов. (В годы, когда уровень ©оды в озе­ ре Виктории стоит нивке средн-его iropHaoHVa, ио-личество льдов в полярных морях бывает выше нормы, и наоборот. Обгоняется это тем, что яри обилии осадков в тропиках, здесь усиливаются антипассаты, а вместе ic тем уси­ ливается и затрогатческий макаимум давления, питаемый антипассатом, ©месте ic тем падает давление в полярных марях ;и уменьшается здесь количество льдов» (проф. Г. И. Тан- фильев. (Моря. Ленинград, 1931 г.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2