Сибирские огни, 1932, № 5

черные лисьи, собольи меха, «самарная» Мамон­ това кость, моржовый зуб, а вовсе не благоприят­ ные условия плавания Море, как всегда, было изменчиво: «Вуди бо- жиею милостью море без леду и ветры нособные доходят в те зимовья .одним летом, а будс море ждано и ветры противные и вочи разбивает, и до тех зимовей ходят годы по два и по три». Поэтому нельзя считать следующий период пла­ ваний в морях к востоку от Таймыра, годы Ве­ ликой северной экспедиции 18 века, необычно ледовитыми на основании дашь подробно описан­ ных злоключении участников экспедиции, как это делает, например, В. 10. Визе. Эти годы ни­ чем не отличаются ни от прежних лет, когда морем ходили поморы и казаки, ни от нашего времени, когда льды, проходимые даже для сла­ бых пароходов Колымских рейсов оказались бы непосильными для парусных судов того времени. Особенно неприступным казалось море к во­ стоку от Колымы. Соратник Беринга, академик Миллер заявил, что «уповательно ныне никому уже на мысль не придет, чтобы производить ко­ раблевождение по показанному морю». Причины неудач 18 столетия нам совершенно ясны. По­ мимо тех затруднений, которые испытывает каж­ дое парусное судно при лавировке во льду, пла­ вание из Колымы на восток под парусами свя­ зано со специфическими трудностями. Как было сказано, море к востоку от Колымы очищается от льдов при ветрах юго-восточной четверти и становится ледовитым при ветрах норд-вестовой четверти. Таким образом, корда душ благоприят­ ные ветра, парусные суда мореплавателей 17 я 18 столетий стояли из-за встречного ветра, аира попутных ветрах неминуемо попадали в сгуща­ ющийся лей. Ко времени Великой северной экспедиции ис­ чезли те основные силы, которые моглиt год за годом, прибиваться через преграды Ледовитого мо­ ря. Коренное население Сибири было покорено, по рекам встали крепости и остроги. Зимние «тракты» связали их более быстрыми и надеж­ ными средствами сообщения. Стоимость перево­ зок в расчет не шла: она все равно переклады­ валась на «инородцев». Камчатка- и Анадырь были вновь открыты с более доступного Охотско­ го моря. Прежние морские пираты Северных мо­ рей превратились в оседлых обирал. Петр I пи­ сал: «Ведомо нам учинилось, что в сибирских городах, а больше в Якутском, многие служащие люди делают себе и женам своим и детям пор- тища золотые и серебряные, бархатные и об’- яринные и байберковые, а иные на соболях, и на лисьих, черных дорогих мехах... и знамо, что те служилые люди, у которых такое излиш­ нее дорогое платье есть, делают не от правого своего пожитку, кражею нашего великого госу­ даря казны... грабежом с иноземцев те богатства себе наживают». Участники Великой северной экспедиции доносят в центр, что на сибирских реках нет людей, умеющих строить мореходные суда. Славное искусство поморов исчезло, зим­ ний собачий путь заменил полярную навигацию и был утвержден официально. Государственный адмиралтейский департамент дал экспедиции 1820-1824 годов, под начальством Фердинанда Врангеля, инструкцию, в которой говорится: «Из журналов прежних плавателей по Ледо­ витому морю видно, что в летнее время,, за мно­ жеством носимого по. оному морю льда, невоз­ можно производить описи на мореходном судне. А как сержант Андреев в 1763 году, и титуляр­ ный советник Геденштрам и геодезист Пшеницин в 1809, 1810 и 1811 годах, в весеннее время, с удобностью по льду на собаках об’езжали и описывали, первый Медвежьи острова, а двое последних Ляховские и Новую Сибирь, то и ны­ не полагается таковыми же способами исполнить высочайшую волю его императорского величест­ ва, и первый отряд отправляемой экспедиции наз­ начается для описи берегов от устья рек Ко­ лымы, к востоку от Шелагского мыса, и ог не­ го на север, к открытию обитаемой земли, на­ ходящейся, по сказанию чукчей в недалеком расстоянии». Эта «обитаемая земля» оказалась необитаемым островом Врангеля, на котором, как известно? Врангель не был и которого не видел, а лишь впервые довольно правильно нанес на карту со слов чукч, которые видели на севере отдаленные горы с мыса Якан. Остров Врангеля был открыт, вопреки адмирал­ тейской инструкции, на свободно плавающем суд­ не. Сперва Келлет видел его в 1849 г. с верши­ ны открытого им острова «Геральд», затем, в 1867 г. китобой Томас Лонг прошел вдоль южно­ го берега острова, определив положение юго-во­ сточной и юго-западной его границ. Лонг назвал остров «Землей Врангеля» Китобой Крайнор, Томсон, Вильямсон, также плававшие в тот год в проливе Лонга, бывшем свободным от льдов, потвердили собщение Лонга. В 1881 г. остров Врангеля был достигнут американскими судами «Корвин» и «Роджерс». Подобно Карскому морю, возобновление поляр­ ной навигации на восток тесно связано с кито­ бойным промыслом. Морской зверь сменяет золо­ тое руно соболя. Море снова оказывается доступ­ ным и проходным, лишь только появляются достаточные экономические мотивы для преодо­ ления и изучения льдов. С 1849 г. в Северное Ледовитое море, через Берингов пролив начина­ ют ходить десятки и сотни американских кито­ боев, которые нередко находят море почти сво­ бодным от льдов. За китобоями выявились торгсв- —

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2