Сибирские огни, 1932, № 5
черные лисьи, собольи меха, «самарная» Мамон това кость, моржовый зуб, а вовсе не благоприят ные условия плавания Море, как всегда, было изменчиво: «Вуди бо- жиею милостью море без леду и ветры нособные доходят в те зимовья .одним летом, а будс море ждано и ветры противные и вочи разбивает, и до тех зимовей ходят годы по два и по три». Поэтому нельзя считать следующий период пла ваний в морях к востоку от Таймыра, годы Ве ликой северной экспедиции 18 века, необычно ледовитыми на основании дашь подробно описан ных злоключении участников экспедиции, как это делает, например, В. 10. Визе. Эти годы ни чем не отличаются ни от прежних лет, когда морем ходили поморы и казаки, ни от нашего времени, когда льды, проходимые даже для сла бых пароходов Колымских рейсов оказались бы непосильными для парусных судов того времени. Особенно неприступным казалось море к во стоку от Колымы. Соратник Беринга, академик Миллер заявил, что «уповательно ныне никому уже на мысль не придет, чтобы производить ко раблевождение по показанному морю». Причины неудач 18 столетия нам совершенно ясны. По мимо тех затруднений, которые испытывает каж дое парусное судно при лавировке во льду, пла вание из Колымы на восток под парусами свя зано со специфическими трудностями. Как было сказано, море к востоку от Колымы очищается от льдов при ветрах юго-восточной четверти и становится ледовитым при ветрах норд-вестовой четверти. Таким образом, корда душ благоприят ные ветра, парусные суда мореплавателей 17 я 18 столетий стояли из-за встречного ветра, аира попутных ветрах неминуемо попадали в сгуща ющийся лей. Ко времени Великой северной экспедиции ис чезли те основные силы, которые моглиt год за годом, прибиваться через преграды Ледовитого мо ря. Коренное население Сибири было покорено, по рекам встали крепости и остроги. Зимние «тракты» связали их более быстрыми и надеж ными средствами сообщения. Стоимость перево зок в расчет не шла: она все равно переклады валась на «инородцев». Камчатка- и Анадырь были вновь открыты с более доступного Охотско го моря. Прежние морские пираты Северных мо рей превратились в оседлых обирал. Петр I пи сал: «Ведомо нам учинилось, что в сибирских городах, а больше в Якутском, многие служащие люди делают себе и женам своим и детям пор- тища золотые и серебряные, бархатные и об’- яринные и байберковые, а иные на соболях, и на лисьих, черных дорогих мехах... и знамо, что те служилые люди, у которых такое излиш нее дорогое платье есть, делают не от правого своего пожитку, кражею нашего великого госу даря казны... грабежом с иноземцев те богатства себе наживают». Участники Великой северной экспедиции доносят в центр, что на сибирских реках нет людей, умеющих строить мореходные суда. Славное искусство поморов исчезло, зим ний собачий путь заменил полярную навигацию и был утвержден официально. Государственный адмиралтейский департамент дал экспедиции 1820-1824 годов, под начальством Фердинанда Врангеля, инструкцию, в которой говорится: «Из журналов прежних плавателей по Ледо витому морю видно, что в летнее время,, за мно жеством носимого по. оному морю льда, невоз можно производить описи на мореходном судне. А как сержант Андреев в 1763 году, и титуляр ный советник Геденштрам и геодезист Пшеницин в 1809, 1810 и 1811 годах, в весеннее время, с удобностью по льду на собаках об’езжали и описывали, первый Медвежьи острова, а двое последних Ляховские и Новую Сибирь, то и ны не полагается таковыми же способами исполнить высочайшую волю его императорского величест ва, и первый отряд отправляемой экспедиции наз начается для описи берегов от устья рек Ко лымы, к востоку от Шелагского мыса, и ог не го на север, к открытию обитаемой земли, на ходящейся, по сказанию чукчей в недалеком расстоянии». Эта «обитаемая земля» оказалась необитаемым островом Врангеля, на котором, как известно? Врангель не был и которого не видел, а лишь впервые довольно правильно нанес на карту со слов чукч, которые видели на севере отдаленные горы с мыса Якан. Остров Врангеля был открыт, вопреки адмирал тейской инструкции, на свободно плавающем суд не. Сперва Келлет видел его в 1849 г. с верши ны открытого им острова «Геральд», затем, в 1867 г. китобой Томас Лонг прошел вдоль южно го берега острова, определив положение юго-во сточной и юго-западной его границ. Лонг назвал остров «Землей Врангеля» Китобой Крайнор, Томсон, Вильямсон, также плававшие в тот год в проливе Лонга, бывшем свободным от льдов, потвердили собщение Лонга. В 1881 г. остров Врангеля был достигнут американскими судами «Корвин» и «Роджерс». Подобно Карскому морю, возобновление поляр ной навигации на восток тесно связано с кито бойным промыслом. Морской зверь сменяет золо тое руно соболя. Море снова оказывается доступ ным и проходным, лишь только появляются достаточные экономические мотивы для преодо ления и изучения льдов. С 1849 г. в Северное Ледовитое море, через Берингов пролив начина ют ходить десятки и сотни американских кито боев, которые нередко находят море почти сво бодным от льдов. За китобоями выявились торгсв- —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2