Сибирские огни, 1932, № 5

комические мотивы, заставившие «отыскивать пути» в Карском море, как раз совпали с резким уменьшением ледовитое®!, было бы, но меньшей море, необоснованным. Успех норвежцев стано­ вится вполне понятным и без такой натяжки. Доступность путей в Карском море зависит не столько от количества льда, сколько от его рас­ пределения. Зверобои, гонявшиеся за морским зверем, вдоль берегов Вайгача и Новой Земли, невольно производили ледовую разведку, являю­ щуюся в настоящее время главным условием ус­ пеха навигации в Карском море. Находя сво­ бодным хотя один из четырех путей, ведущих в Карское море (через Югорский шар, Кар­ ские ворота, Маточкин шар и вокруг мыса Жела­ ния), они беспрепятственно проходили за зверем в свободные от льда части этого моря. Так слу­ чилось, что клыки, жир и кожи морских живот­ ных, как некогда шкурю соболя, сделали; больше для открытия Северного морского пути, чем на­ учные экспедиции. К этому же времени Сибирь начинает стано­ виться все более и более широким рынком для европейских товаров, привлекая западных капи­ талистов и как «гигантский нетронутый склад сырья». В Обской губе и в Енисее появляются первые торговые, пароходы, количество которых, после удачных рейсов Норденшельда и Виггинса, быстро увеличивается. В этот период основным препятствием для установления регулярной свя­ зи Северным морским путем продолжает оставать­ ся политика царского правительства. Под влия­ нием капиталистов метрополии, Северный морской путь неоднократно лишается льгот, которые бы­ ли необходимы для его первоначального разви­ тия и берется под подозрение, как самостоятель­ ный выход на внешние рынки Сибирской коло­ н и . Тем настойчивее, однако, Северным морским путем пытается проникнуть в Сибирь иностран­ ный капитал. В соответствии с изменением экономических причин, быстро изменились и взгляды ученых на «удивительную неприступность» Карского мо­ ря. Академик Бэр, назвавший Карское море «ле­ дяным погребом», что на долгое время «распро­ странило среди ученых и мореплавателей совер­ шенно неправильное представление о почти пол­ ной недоступности Карского моря», подвергся же­ стоким нападкам Пешеля, Петермана, Норден- шельда. Пешель обвинил знаменитого ученого в «постыдной мистификации» и «географическом обмане». Тогда академик Бэр ответил самокри­ тически, что «под словом ледяной погреб пони­ мается такое помещение, предназначенное для со­ хранения в летнее время продуктов, в котором к концу лета льда, обычно уже совсем не остает­ ся» (Э. Лесгафт, ibid , стр. 13-14). _ В 1893 году знаменитый фртьоф Нансен, в пути к своему беспримерному дрейфу через льды полярного бассейна, писал, отдавая дань страху перед Карским морем, распростаненным преж­ ними исследователями: «Мы вошли в. Карское мо­ ре, страшное море. Отправляясь в экспедицию, я всегда говорил, что если мы благополучно прой­ дем Карское море и мимо мыса Челюскина, то самое трудное будет сделано». Однако" когда Нан­ сену пришлось давать свое .заключение в связи с организацией постоянных рейсов в Сибирь и обратно норвежским акционерным обществом, воз­ главляемым И. Лидом, он заявил: «Принимая во внимание все те данные и опыт, которые име­ ются, я склонен думай», что, во всяком случае, возможно будет поддержать правильное сообще­ ние между Югорским шаром и устьем Енисея с первой половины августа до конца сентября. Что же касается пароходов, специально построенных для подобного плавания и могущих выдержать на­ тиск льда, а также пройти через новообразовав- шуюся, не слишком толстую ледяную кору, то я полагаю что можно было установить, как пра­ вило, что они будут в состоянии пройти Карское море раньше и поддержать сообщение с Енисеем до октября включительно». В 1916 г., по материалам И. Лида, осуще­ ствляющего захват Сибири иностранным капита­ лом через Северный морской путь, — «несмот­ ря на то, что условия пути через полосу льдов были так тяжелы, как не наблюдалось за пос­ ледние 40 лет, совершен был побивший рекорд рейс, при чем расстояние в Сибирь и обратно, включая полную нагрузку и выгрузку в устьи реки было покрыто в один месяц»... «Как в тех­ ническом, так равно и в финансовом отношении эта экспедиция оказалась самой успешной в исто­ рии Акционерного общества» (докладная запис­ ка Наркомвнешторгу, Л. Б. Красину). И. Лид настойчиво добивался концессии на Северный морской путь и при советской власти. Это, как известно, не состоялось, а плановая социалисти­ ческая организация полярной навигации привела в последнее десятилетие к быстрым успехам. Тот же процесс шел на востоке. Мангазейцы после того, как отряд царских стрельцов, поставленный на Ямале, закрыл Се­ верный морской путь из Европы в Сибирь, обра­ тили энергию своих походов к неведомым еще странам. Мангазейцы первые открыли Лену. По Лене они вышли в море, такое же, как родное их Карское или Нарзомское, ледовитое море. Они построй,® мореходные кочи и пошли дальше, на восток, от устья до устья великах рек, вместе с енисейскими казаками и бандами других ис­ кателей быстрой наживы. Так, Ледовитым морем, в 2-3 десятка лет, русские прошли в 17 веке всю Сибирь, до Тихого океана и Камчатки. При­ чиной их успеха, как на западе, были сказочные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2