Сибирские огни, 1932, № 5
комические мотивы, заставившие «отыскивать пути» в Карском море, как раз совпали с резким уменьшением ледовитое®!, было бы, но меньшей море, необоснованным. Успех норвежцев стано вится вполне понятным и без такой натяжки. Доступность путей в Карском море зависит не столько от количества льда, сколько от его рас пределения. Зверобои, гонявшиеся за морским зверем, вдоль берегов Вайгача и Новой Земли, невольно производили ледовую разведку, являю щуюся в настоящее время главным условием ус пеха навигации в Карском море. Находя сво бодным хотя один из четырех путей, ведущих в Карское море (через Югорский шар, Кар ские ворота, Маточкин шар и вокруг мыса Жела ния), они беспрепятственно проходили за зверем в свободные от льда части этого моря. Так слу чилось, что клыки, жир и кожи морских живот ных, как некогда шкурю соболя, сделали; больше для открытия Северного морского пути, чем на учные экспедиции. К этому же времени Сибирь начинает стано виться все более и более широким рынком для европейских товаров, привлекая западных капи талистов и как «гигантский нетронутый склад сырья». В Обской губе и в Енисее появляются первые торговые, пароходы, количество которых, после удачных рейсов Норденшельда и Виггинса, быстро увеличивается. В этот период основным препятствием для установления регулярной свя зи Северным морским путем продолжает оставать ся политика царского правительства. Под влия нием капиталистов метрополии, Северный морской путь неоднократно лишается льгот, которые бы ли необходимы для его первоначального разви тия и берется под подозрение, как самостоятель ный выход на внешние рынки Сибирской коло н и . Тем настойчивее, однако, Северным морским путем пытается проникнуть в Сибирь иностран ный капитал. В соответствии с изменением экономических причин, быстро изменились и взгляды ученых на «удивительную неприступность» Карского мо ря. Академик Бэр, назвавший Карское море «ле дяным погребом», что на долгое время «распро странило среди ученых и мореплавателей совер шенно неправильное представление о почти пол ной недоступности Карского моря», подвергся же стоким нападкам Пешеля, Петермана, Норден- шельда. Пешель обвинил знаменитого ученого в «постыдной мистификации» и «географическом обмане». Тогда академик Бэр ответил самокри тически, что «под словом ледяной погреб пони мается такое помещение, предназначенное для со хранения в летнее время продуктов, в котором к концу лета льда, обычно уже совсем не остает ся» (Э. Лесгафт, ibid , стр. 13-14). _ В 1893 году знаменитый фртьоф Нансен, в пути к своему беспримерному дрейфу через льды полярного бассейна, писал, отдавая дань страху перед Карским морем, распростаненным преж ними исследователями: «Мы вошли в. Карское мо ре, страшное море. Отправляясь в экспедицию, я всегда говорил, что если мы благополучно прой дем Карское море и мимо мыса Челюскина, то самое трудное будет сделано». Однако" когда Нан сену пришлось давать свое .заключение в связи с организацией постоянных рейсов в Сибирь и обратно норвежским акционерным обществом, воз главляемым И. Лидом, он заявил: «Принимая во внимание все те данные и опыт, которые име ются, я склонен думай», что, во всяком случае, возможно будет поддержать правильное сообще ние между Югорским шаром и устьем Енисея с первой половины августа до конца сентября. Что же касается пароходов, специально построенных для подобного плавания и могущих выдержать на тиск льда, а также пройти через новообразовав- шуюся, не слишком толстую ледяную кору, то я полагаю что можно было установить, как пра вило, что они будут в состоянии пройти Карское море раньше и поддержать сообщение с Енисеем до октября включительно». В 1916 г., по материалам И. Лида, осуще ствляющего захват Сибири иностранным капита лом через Северный морской путь, — «несмот ря на то, что условия пути через полосу льдов были так тяжелы, как не наблюдалось за пос ледние 40 лет, совершен был побивший рекорд рейс, при чем расстояние в Сибирь и обратно, включая полную нагрузку и выгрузку в устьи реки было покрыто в один месяц»... «Как в тех ническом, так равно и в финансовом отношении эта экспедиция оказалась самой успешной в исто рии Акционерного общества» (докладная запис ка Наркомвнешторгу, Л. Б. Красину). И. Лид настойчиво добивался концессии на Северный морской путь и при советской власти. Это, как известно, не состоялось, а плановая социалисти ческая организация полярной навигации привела в последнее десятилетие к быстрым успехам. Тот же процесс шел на востоке. Мангазейцы после того, как отряд царских стрельцов, поставленный на Ямале, закрыл Се верный морской путь из Европы в Сибирь, обра тили энергию своих походов к неведомым еще странам. Мангазейцы первые открыли Лену. По Лене они вышли в море, такое же, как родное их Карское или Нарзомское, ледовитое море. Они построй,® мореходные кочи и пошли дальше, на восток, от устья до устья великах рек, вместе с енисейскими казаками и бандами других ис кателей быстрой наживы. Так, Ледовитым морем, в 2-3 десятка лет, русские прошли в 17 веке всю Сибирь, до Тихого океана и Камчатки. При чиной их успеха, как на западе, были сказочные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2