Сибирские огни, 1932, № 4
Кочегар остановился... не дышит... Снова стоны и хруст и хряст. Кочегар в люке увяз. Кочегару нечете делать... Стали черные волосы белыми... К то ж е э т а «тридцать один», погибшие на Б айкале? Большевики? Из поэмы Молчанова заключить трудно. Однако, из истории 'извест но, что большинство и з числа тех, о ком подро бно рассказы вает Молчанов в своей (но об 'ему чуть ли н е самой большой в сборнике) поэме, были эюеры я меныиевики-учредиловцы . П о чему же. спрашивается , пролетарский п о эт до л жен бы л в зя т ь материалом для /своей поэмы именно э т о т ф акт , а не какой-нибудь другой и з бо г а той истории героической борьбы na.p- тиаан и Красней ардши за Советскую Сиблрь?.. Нам кажется, что включение в (сборник поэмы «Тридцать один» является серьезной политиче ской ошибкой автора. В целом первая книжка Ив. .Молчанова сви детельствует о том, что перестройка поэта , « соответствии с теми требованиями, которые тгред’являет современный этап соцналистнческо- го строительства к пролетарской литературе , только начата . Единственно верным путем для подлинной перестройки является путь ^владения высотами марксизма-ленинизма расширение культурного й творческого кругозора , борьба за даалектико-.материалистический худож ест венный метод. Вас. Непомнящих автобиография амермнанемого революционера Книга Билля Хейвуда, Перевод Д. Горбова. Вступительная статья Г. Андрейчика. Стр. 360, ГИХЛ, Москва-Леиинград, 1932. В подзаголовке книга названа «Автобмог,;ра фией Вильяма Д. Хейвуда». По форме э т о дей ствительно история жизни одн о го и з крупней ших американских революционеров. Но п о су ществу это скорее живой кусок истории ам е риканского р абоч его движения. Книга Хейвуда не претендует н а широту об общений, на глубину' н аучного марксистского анализа современной ему американской д ей ствительности. Рлльям Д. Хейвуд не бы л боль- мим т е о р е тйш м , к а к и е бы л он м писателем. Он, п р еж д е всего, прекрасный ор гани затор и неутомимый боец , отдавший всю свою к р а с о ч н у ю жизнь , всю свою неуемную анергию делу р абоч его класса . И эти основные черты его характера и деятельности как нельзя полнее отразились в его автобиографии . Книга пропитана здоровым оптимизмом, твердой верой в конечную победу револю ци онного рабочего движения и жгучей, з а р а жающей читателя, классовой ненавистью . М ет кие характеристики Хейвуда выразительны и остры. Трудно, например , описать известного вож ака ж елтой американской федерации -fpy- да, п р едателя Самуила Гомиерса, удачнее, чем это д е л а е т Билль Хейвуд: «Самуил Ломперс бы л оч ен ь мал ростом , толст, с большой головой в плешинах как у ребенка , больного глистами. У н е го бы ли ма ленькие , алые гла зки , широкие скулы и ж е с т кий р о т с опущенными губами и тяжелой че люстью : тщеславный, скрытый, суетливый и мстительный человек . Г ляд я на него , я .думал о том, с какой страстной ж естокостью он н а верно е поль зовался властью , если бы только получил >ее». Или, совсем к о р о т к о о Вандервельде : «При переезде чер е з Л аманш я встретился на п арох од е с Ж оресом и Вандервельде . П ер вому я пож ал ру ку , но с бельгийским псевдо- социалистом знакомиться не стал». I Ж у тко е впечатление оставляю т мвогочислен- 1 ные страницы книга, посвященные ф ашистско му террору . Линчевание крупного револю цио нера индейца Фрэнка Литтл я, совершенно и с ключительное по своему зв ер ству убийство р а боч его Веслея Эвереста останутся в памяти чи тател я навсегда . Н е /забудется и описание знаменитой чикатской тюрьмы — этой г р ом ад ной ж елезной /м етки , втиснутой в непроницае мый д аж е для солнца каменный мешок. Книга охв аты в ает довольно значительный о т р езок времени . Н ачинается она .описанием п р е словутого З ап ад а с его диасой природой , м о р монами, индейцами , пионерами американской колонизации . Конечно , это не те мормоны, не те индейцы и н е т е «героические» завоеватели края , о которых так патетически и ф альш иво п оветствую т десятки писателей типа Кервуда . В книге Хейвуда э т о — ж и вы е люди, или п р и давленны е суровой действительностью , н еудач но пытавшиеся б еж а т ь о т наступления м оло дого американского капитала , или сами д а в я щие горняков и фермеров богатой окраины. Запоминаю тся и страницы ужасающих подроб ностей безудержной провокации капиталистов и и х приспешников . Чего стои т хотя бы п о д готовка круш ения п о е зда , ко торо е п р о во к а то ры хотели приписать социалиста»!, не о с т ан а вли ваясь перед двумя -тремя сотнями н еи зб еж ных человеческих жертв. Х ейвуд беопощ адно р а зоб л ач а е т легенду о крепком , «благополучии» американских р а б о чих. Достаточно прочесть его строки , посшя- щениые р абочем у гор одк у Бютту, где «все вдыхало медь, ело медь, од евалось в медь. Все бы ло насыщ ено медью. Дым, га зы и пыль проникали повсюду . Рудокопы страдали от различных заболеваний , так к а к ш л и о тр ав ленную медью воду» . Смертность в Бю тте бы ла н астолько велика , что «город м ертвых — главным образом м олоды х горняков — имел почти такое ж е население , к а к и город живых , х отя это бы л очен ь молодой город. Ч еловеч е ск ая жизнь бы л а самым деш евым побочным продуктом медаопо рудника» . Н о самы е яркие , /самые 'интересные страницы книги посвящены эпи зодам героической б о р ь бы сначала Западной ф едерации горняков , а
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2