Сибирские огни, 1932, № 2-3

Областная партийная .конференция в 1931 г. (7-я) в резолюции по националь­ ному вопросу приняла следующее реше­ ние: «Одной из важнейших задач в осущест­ влении национальной политики партии — является задача всемерного 'содействия ал­ тайской части населения к переходу на оседлый образ жизни. Необходимо пересмотреть практику кре­ дитования .сельского хозяйства в -сторону наибольшего- увеличения кредитов алтай­ цам, решительно улучшить и расширить работу по землеустройству в алтайских урочищах, одновременно прекратить прак­ тику самовольного захвата земель русски­ ми, в Частности 'самовольными переселен­ цами». Факты захвата лучших земель русски­ ми в Ойротии, как видим, практиковались еще в 1930 г. Несомненно, что и это об­ стоятельство оказывало влияние на коче­ вой образ жизни ойротов. Надо думать, что в 1929 г., в момент посещения Стоповым Ойротии, факты из­ вращения национальной политики . тоже были. Вот, например, 5-я партийная конферен­ ция Ойротской области ( 1928 г.) в резо­ люции по земельному вопросу отметила, что: «Наблюдаются случаи, когда баи захва­ тили удобные земли и неограниченно поль­ зуются пастбищами, а беднота и середня­ ки остаются без удобных земель и вынуж­ дены ее даже арендовать». Но1наш автор отих фактов не заметил. Красоты природы вытеснил из его созна­ ния общественные отношения. Показав «причины» кочевья ойротов, Стонов пытается наметить пути перевода кочевников на оседлость. Он ратует за жи­ лища. Изба должна разрешить проблему оседлости. «Но тут пришлось столкнуться с рядом бытовых препятствий»,' — замечает наш автор. А л т а е ц — -я з ыч н и. к. «И в о т, о к а- з ы в а е т с я, б о г и , з л ы е д у х и м е ­ ш а ю т а л т а й ц у ж и т ь в и з б е » . Для доказательства правильности своего утверждения он приводит несколько фак­ тов, 'когда алтайцы возвращались в юрты из-за религиозных предрассудков. •Неверность утверждения Стонова очень легко опровергнуть. В Улагансжом аймаке. все алтайцы крещеные. Здесь наиболее сильно утвердилось влияние православия. Однако, алтайское население, этого аймака полностью кочует. Значит, суть не в религиозных предрас­ судках «язычников» (одна терминология чего стоит), а в отсутствии об’ективных условий. Стонову кажется, что социалистическую перестройку Ойротии надо начать со строи­ тельства изб. Стонов менее втего интере­ суется изменением производственных и об­ щественных отношений в нацивнальвой об­ ласти. Он их вообще не видят. Нельзя дать факт кочевья в каком-то за­ стывшем виде. Кулаж, например, кочевал вследствие того, что у него были огромные стада. При низком давн е техники он не мог заготовить корм, даже экспдоатируя труд бедноты, батрачества, а зачастую и середняков. Бедняк и батрак кочевали вслед за ку­ лаком, потому что их вынуждала к этому нищенская экономика. Следовательно, разрешить проблему осед­ лости можно только на основе изменения производственных и общественных отноше­ ний, а именно ва основе коллективизации. Только таким путем может быть р еш ет проблема оседлости. По Стонову же выходит, что основные усилия надо направить на культурные ме­ роприятия. Логика ноистрне убяйствзн- ная! Интересный материал по этому поводу читаем в газ. «Красная Ойротия» (15 ян­ варя 1932 г.) о Тенъганском колхозе, Он- гудайского аймака. «На том месте, где раньше был только один сельсовет — красуется новый посе­ лок в 80 дворов. Новенькие избы впе­ ремежку с юртами, правильными' рядами расположены по обеим сторонам широкой улицы. — Нынче мы построили 35 изб, — рассказывают колхозники. — Все живем в избах, ни одной кол­ хозной семьи, живущей в юрте, у нас нет. Переход к оеедлой жизни, осуществляе­ мый ва основе коллективизации, внес гро­ мадные изменения в быть колхозника-ал- тайца. Прежде всего, вет той грязи, кото­ рая давила алтайца, живущего в юрте. На многих колхозниках Надеты вдетые ру­ башки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2