Сибирские огни, 1932, № 2-3
Областная партийная .конференция в 1931 г. (7-я) в резолюции по националь ному вопросу приняла следующее реше ние: «Одной из важнейших задач в осущест влении национальной политики партии — является задача всемерного 'содействия ал тайской части населения к переходу на оседлый образ жизни. Необходимо пересмотреть практику кре дитования .сельского хозяйства в -сторону наибольшего- увеличения кредитов алтай цам, решительно улучшить и расширить работу по землеустройству в алтайских урочищах, одновременно прекратить прак тику самовольного захвата земель русски ми, в Частности 'самовольными переселен цами». Факты захвата лучших земель русски ми в Ойротии, как видим, практиковались еще в 1930 г. Несомненно, что и это об стоятельство оказывало влияние на коче вой образ жизни ойротов. Надо думать, что в 1929 г., в момент посещения Стоповым Ойротии, факты из вращения национальной политики . тоже были. Вот, например, 5-я партийная конферен ция Ойротской области ( 1928 г.) в резо люции по земельному вопросу отметила, что: «Наблюдаются случаи, когда баи захва тили удобные земли и неограниченно поль зуются пастбищами, а беднота и середня ки остаются без удобных земель и вынуж дены ее даже арендовать». Но1наш автор отих фактов не заметил. Красоты природы вытеснил из его созна ния общественные отношения. Показав «причины» кочевья ойротов, Стонов пытается наметить пути перевода кочевников на оседлость. Он ратует за жи лища. Изба должна разрешить проблему оседлости. «Но тут пришлось столкнуться с рядом бытовых препятствий»,' — замечает наш автор. А л т а е ц — -я з ыч н и. к. «И в о т, о к а- з ы в а е т с я, б о г и , з л ы е д у х и м е ш а ю т а л т а й ц у ж и т ь в и з б е » . Для доказательства правильности своего утверждения он приводит несколько фак тов, 'когда алтайцы возвращались в юрты из-за религиозных предрассудков. •Неверность утверждения Стонова очень легко опровергнуть. В Улагансжом аймаке. все алтайцы крещеные. Здесь наиболее сильно утвердилось влияние православия. Однако, алтайское население, этого аймака полностью кочует. Значит, суть не в религиозных предрас судках «язычников» (одна терминология чего стоит), а в отсутствии об’ективных условий. Стонову кажется, что социалистическую перестройку Ойротии надо начать со строи тельства изб. Стонов менее втего интере суется изменением производственных и об щественных отношений в нацивнальвой об ласти. Он их вообще не видят. Нельзя дать факт кочевья в каком-то за стывшем виде. Кулаж, например, кочевал вследствие того, что у него были огромные стада. При низком давн е техники он не мог заготовить корм, даже экспдоатируя труд бедноты, батрачества, а зачастую и середняков. Бедняк и батрак кочевали вслед за ку лаком, потому что их вынуждала к этому нищенская экономика. Следовательно, разрешить проблему осед лости можно только на основе изменения производственных и общественных отноше ний, а именно ва основе коллективизации. Только таким путем может быть р еш ет проблема оседлости. По Стонову же выходит, что основные усилия надо направить на культурные ме роприятия. Логика ноистрне убяйствзн- ная! Интересный материал по этому поводу читаем в газ. «Красная Ойротия» (15 ян варя 1932 г.) о Тенъганском колхозе, Он- гудайского аймака. «На том месте, где раньше был только один сельсовет — красуется новый посе лок в 80 дворов. Новенькие избы впе ремежку с юртами, правильными' рядами расположены по обеим сторонам широкой улицы. — Нынче мы построили 35 изб, — рассказывают колхозники. — Все живем в избах, ни одной кол хозной семьи, живущей в юрте, у нас нет. Переход к оеедлой жизни, осуществляе мый ва основе коллективизации, внес гро мадные изменения в быть колхозника-ал- тайца. Прежде всего, вет той грязи, кото рая давила алтайца, живущего в юрте. На многих колхозниках Надеты вдетые ру башки.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2