Сибирские огни, 1932, № 2-3
граф 2. р о т а н с без слов Стонов уезжал из Ойротии в конце лета 1929 г. Свои впечатления от поездки он излага ет в главе: «Предание с Алтаем» (стр. 227) . Уже самая формулировка говорит о том, что автор собирается преподнести читате лю несколько грустных шпаций. «Алтай нахохлился, поднял плечи, мол чал. Скоро ’пройдет зима, она нрийдет сю да за (весной <(?), горы забросает снегом. Больше семи месяцев Алтай будет дремать, стыть, коченеть. Снег нависнет, ляжет на воем, на чем только можно нашшснуть и лечь, — • на землю, на камни, на ветви. Недоступные дороги закроются. Птица взлетит ( ? ) , ей станет скучно, она упадет на ветвь, от ветви долго будет сыпаться снег. Сквозь стволы проберемся солнце, оста новится, усылающийся снег станет разно цветным, радужным... Так я дума») об Алтае, от этих мыслей становится грустно...» Здесь автор раскрывает свой метод до конца. Это метод пассивного 'созерцатель ного восприятия национальной области. Стонов воспринимает Алтай непосредствен ным ощущением. Ему не понятны измене ния, происходящие в Ойротии, в результа те проведения национальной политики пар тия. Стонов .стопроцентный идеалист, влюб ленный в мир вещей. Ой подчеркивает се мимесячный «зимний сон» Ойротии (Ал тая), которой будет «дремать, стыть, ко ченеть». Утвердив метод «непосредственного ощу щения», Стопов совершает ряд грубых ошибок. В главе «Ступени» «н пытается рассказать о кочевниках и переходе на оседлость. «Шрот — кочевник. Можно об’яснить кочевой образ жизни любого народа, но при всем желании не поймешь — почему кочует алтаец( !? ) . Корм для скота? Он находится везде и всюду. Трава на лугах Ойротии выше че ловеческого роста, ® «отой -своей доле он и® используется местным населением. Дрова, материал для постройки аилов? Но если бы у каждого алтайца был бы не очаг,.а печь, пожирающая тысячи тонн дров в сутки... и тогда было -бы вырублено 9 8 п.и Алтае может быть пол-процента лес- пых зарослей ( ? ) . Охота тоже не должна служить поводом для коче®ья(?!). Задав такой «мучительный» вопрос, Сто нов с отчаянием отвечает: «Фа к т о с т а е т с я ф а к т о м . Ой р о т — к о ч е в н и к . Н е с к о л ь к о р а л в г о д он. . . с т и х и й н о п е р е к о ч е в ы в а е т с м е с т а н а м е с т о . П о н я т но , ч т о с р е д и б е е с м ы с де н н о ' к о- ч у ю щ е г о н а р о д а т р у д н о н р о в г с т я к а к и е-д и б о к у л ь т у р к ы е "(ме- р о п р я т и я » . Итак, очевидно-, ойроты кочуют вслед ствие каких-то загадочных бессмысленных сверхестествецных сил. В этом утвержде нии писателя идеалиста нет ничего удиви тельного. Разумеется, ничего общего с материалистическим об’я'снением явлений это ие имеет. Почему ойроты кочуют? Совершенна ясно, что кочуют те ойроты, которых к этому вьшуждают 'социально-экономиче ские условия. Например, полностью ночу ют жители Уиганского и Кош-Агачского аймаков, частично У.-Канского, Онгудай- екого. В этих аймаках имеются даже ко чующие колхозы. В Маймдаевом, Успенском, Чемальском .аймаках ойроты не кочуют. В Шобазин- ском аймаке, кочевки весьма незначитель ны и т. д. Основной причиной кочевья ой ротов является кризис кормовой базы. Ула- ганокий и Кош-Агачский аймаки имеют де фицитный кормовой баланс, который обу словлен 'недостатком выпасов. Кроме того, солончаковые почвы и не д о с т а ч влаш оказывают прямое влияние на травостой. Техническое вооружение сельского хозяйства в этих аймаках было до революции настолько низко, что алтай цы применяли первобытный способ загото вок сена — дерганье травы руками. Доста точно пометить, что коса до революции бы ла здесь предметом жеилоатации, В обоих аймаках по несколько лет стояли неисполь зованными сенокосилки, так как население не умело с ними обращаться. А так как в кочевых районах на одно хозяйство приходится большая норма ско та, то ясно, почему ойроты здесь кочуют. Советский писатель, писатель материа лист, должен был вскрыть причины коче вья, показать недостаток мероприятий ме стных организаций по мелиорации, улуч шению лугов, снабжевию национальной ча сти населения машинами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2