Сибирские огни, 1932, № 2-3

граф 2. р о т а н с без слов Стонов уезжал из Ойротии в конце лета 1929 г. Свои впечатления от поездки он излага­ ет в главе: «Предание с Алтаем» (стр. 227) . Уже самая формулировка говорит о том, что автор собирается преподнести читате­ лю несколько грустных шпаций. «Алтай нахохлился, поднял плечи, мол­ чал. Скоро ’пройдет зима, она нрийдет сю­ да за (весной <(?), горы забросает снегом. Больше семи месяцев Алтай будет дремать, стыть, коченеть. Снег нависнет, ляжет на воем, на чем только можно нашшснуть и лечь, — • на землю, на камни, на ветви. Недоступные дороги закроются. Птица взлетит ( ? ) , ей станет скучно, она упадет на ветвь, от ветви долго будет сыпаться снег. Сквозь стволы проберемся солнце, оста­ новится, усылающийся снег станет разно­ цветным, радужным... Так я дума») об Алтае, от этих мыслей становится грустно...» Здесь автор раскрывает свой метод до конца. Это метод пассивного 'созерцатель­ ного восприятия национальной области. Стонов воспринимает Алтай непосредствен­ ным ощущением. Ему не понятны измене­ ния, происходящие в Ойротии, в результа­ те проведения национальной политики пар­ тия. Стонов .стопроцентный идеалист, влюб­ ленный в мир вещей. Ой подчеркивает се­ мимесячный «зимний сон» Ойротии (Ал­ тая), которой будет «дремать, стыть, ко­ ченеть». Утвердив метод «непосредственного ощу­ щения», Стопов совершает ряд грубых ошибок. В главе «Ступени» «н пытается рассказать о кочевниках и переходе на оседлость. «Шрот — кочевник. Можно об’яснить кочевой образ жизни любого народа, но при всем желании не поймешь — почему кочует алтаец( !? ) . Корм для скота? Он находится везде и всюду. Трава на лугах Ойротии выше че­ ловеческого роста, ® «отой -своей доле он и® используется местным населением. Дрова, материал для постройки аилов? Но если бы у каждого алтайца был бы не очаг,.а печь, пожирающая тысячи тонн дров в сутки... и тогда было -бы вырублено 9 8 п.и Алтае может быть пол-процента лес- пых зарослей ( ? ) . Охота тоже не должна служить поводом для коче®ья(?!). Задав такой «мучительный» вопрос, Сто­ нов с отчаянием отвечает: «Фа к т о с т а е т с я ф а к т о м . Ой­ р о т — к о ч е в н и к . Н е с к о л ь к о р а л в г о д он. . . с т и х и й н о п е р е к о ч е ­ в ы в а е т с м е с т а н а м е с т о . П о н я т ­ но , ч т о с р е д и б е е с м ы с де н н о ' к о- ч у ю щ е г о н а р о д а т р у д н о н р о в г с т я к а к и е-д и б о к у л ь т у р к ы е "(ме- р о п р я т и я » . Итак, очевидно-, ойроты кочуют вслед­ ствие каких-то загадочных бессмысленных сверхестествецных сил. В этом утвержде­ нии писателя идеалиста нет ничего удиви­ тельного. Разумеется, ничего общего с материалистическим об’я'снением явлений это ие имеет. Почему ойроты кочуют? Совершенна ясно, что кочуют те ойроты, которых к этому вьшуждают 'социально-экономиче­ ские условия. Например, полностью ночу­ ют жители Уиганского и Кош-Агачского аймаков, частично У.-Канского, Онгудай- екого. В этих аймаках имеются даже ко­ чующие колхозы. В Маймдаевом, Успенском, Чемальском .аймаках ойроты не кочуют. В Шобазин- ском аймаке, кочевки весьма незначитель­ ны и т. д. Основной причиной кочевья ой­ ротов является кризис кормовой базы. Ула- ганокий и Кош-Агачский аймаки имеют де­ фицитный кормовой баланс, который обу­ словлен 'недостатком выпасов. Кроме того, солончаковые почвы и не­ д о с т а ч влаш оказывают прямое влияние на травостой. Техническое вооружение сельского хозяйства в этих аймаках было до революции настолько низко, что алтай­ цы применяли первобытный способ загото­ вок сена — дерганье травы руками. Доста­ точно пометить, что коса до революции бы­ ла здесь предметом жеилоатации, В обоих аймаках по несколько лет стояли неисполь­ зованными сенокосилки, так как население не умело с ними обращаться. А так как в кочевых районах на одно хозяйство приходится большая норма ско­ та, то ясно, почему ойроты здесь кочуют. Советский писатель, писатель материа­ лист, должен был вскрыть причины коче­ вья, показать недостаток мероприятий ме­ стных организаций по мелиорации, улуч­ шению лугов, снабжевию национальной ча­ сти населения машинами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2