Сибирские огни, 1932, № 2-3
галопом по ойротии I. И с к а т е л и л а н д ш а ф т о в . Представление об Алтае у широкого чи тателя насыщеного экзотикой. Алтай покрыт густым слоем пудры романтических очер ков. Не 'случайно его принято описывать со стороны природы. Традиционный показ национальной обла сти скрывает за собой линию созерцания, пассивного восприятия материала. Очеркист Марк Эгард в книге «Перепра- ба» замечает, что экзотический Алтай вы думан писателями, 'отправлявшимися. в « ч у д е с н у ю г о р н у ю с т р а н у»1 в погоне за необычным. Бот, например, как Дмитрий Стонов в , книге «Помести об Алтае» описывает Ула лу — административный центр Ойротии, «... За днями-дни, нет природы, ланд шафта, неба, есть пыль. О н а с т о и т н а д У л а д о й :— ц е н т р о м Ой р о т и и , л е- т и т над 'быстрой Катушло, она ‘сопровож дает путешественника до Чемала, идет дальше, подходит к горам. С нею нельзя мириться. И я убежден, что в одной из по следующих пятилеток... Алтай сочтет сво ей обязательностью бороться с бедствием страны — пылью». Стонов, не щадя красок, превращает пыль в некое ‘социальное зло Ойротии. Но не менее опытная путешественница-писа тельница 3. Рихтер тоже была в Ойротии. Вот как она описывает Улалу («Страна голубых озер»). ... «Приближаясь к Уладе, пыльный в начале тракт становится невыла-зно-грда- ным. А когда в’езжаешь в село Улалу... то как-будто погружаешься вместе с бричкой в лиманные грязи. С в о й с т в о у л а л а н с в о й г р я з и 9 6 Разрядка везде моя. Г. н и к о г д а н е п р о с ы х а т ь . Д а ж е в с а м у ю ж а р к у ю п о р у у л и ц ы н е п р о х о д и м ы » . ( ! ! )ч Для нас важно не то, что писатели не сошлись во взглядах на Улалу. Это, разу меется, курьез, анекдот. Важно то, что в обоих случаях писатели постарались обыч ные факты возвести в какой-то невероят ный гротеск. Уже на этом небольшом примере ясно видна тенденция некоторых писателей от толкнуться от об’ективной действительно сти. Природа (даже но природные условия) Ойротии показывается этими писателями, как фактор, подчиняющий человека. Писа тели ставят диалектику на голову. Они не видят ойрота-алтайца в конкретной обста новке, в обстановке классовой борьбы, в изменении производственных отношений, в преодолении вековой отсталости, в борьбе за -социализм. Они не замечают сегодня Ойротии. Человек показа®, как мертвая декора ция. Ибо центр, тяжести не в нем, а в го рах, горных реках, тайге. В речи ж студентам КУТВ (24 г.) тов. Сталин сказал, что основа национальной политики заключается в том, чтобы «облегчить дело приобщения рабочих и крестьян этих республик (нацреспубдик — автор) к строительству социализма в на шей стране». Эта задача стоит перед наш и на дан ном этапе. В тезисах к ХУП партконферен ции по докладу т. т. Молотова и Куйбыше ва уже говорится о том, что «быстрый рост социалистического хозяйства в период вто рой пятилетки в национальных республи ках и областях обусловливает изживание
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2