Сибирские огни, 1932, № 2-3
пшм доказательством a t a r o — десятки миллионов ударников на шахтах , фабри ках, социалистических полях. Автор мож ет быть, бессознательно пов торя ет через Степана слова классового врага, поддерживает кулацкую клевету на партию и не разоблачает и «е пыта(ет- ся разоблачить эту клевету. Эти слова Степана тем более не вяж утся со всем построением рассказа , что в начале сам автор показывает , с какой теплотой Глыба, старый ш ахтер , (а в ед ь Глыба— собирательный тип), встречает и учит но вичка Степана. Главная методологическая ошибка ав тора в том;, что он захо тел избежать .трудности показа .даалектичаомото про цесса перерождения деревенского парня в рабочем котле, что дл я самого автора политическая физиономия Степана не я с на. Кто такой Степан? Это1 первым дол гом и е в р а г рабочего класса, а его союзник. Но э то т союзник обременен н а выками м елкобурж уазного индигаиду- ализма,, психологией мелкого собственни ка, раздирается противоречиями, стол кнувшись с необходимостью выбрать м е жду социалистическим путем развития, указываемым партией и рабочим клас- COMI, и тем путем , на который ето зовет вредитель Николай Ушаков и вся бурж у . В ВЫХОД в жизнь П. Железное. — «От пера к перу», Мос- ква, 1931 г. «Федерация», 52 стр . Ц. 70 к. Под руководствам ленинской комму нистической партии рабочий, класс с о ветской страны строи т социализм. По всей стране растут гиганты, советской индустрии!, обеспечивающие далынешце успехи социалистического строительства. Изменяется весь экономический облик нишей страны . На совершенно новой ос нове возникает и крепнет социалистичес кое развитие производительных сил. А на р я д у с этим, на ряду с изменением э к о номики изменяется и сознание людей. В рецензируемой книжке стихов П. Ж е - лезмова «От п ера к перу» собрано- двад цать одно стихотворение . Это очень н е много. Однако книжка представляет со бою довольно интересный документ. Борясь з а социализм, рабочий класс об ’единяет вокруг себя всех обездолен ных, искалеченных капитализмом и в этой борьбе, в процессе строительства новой жизни, и происходит процесс со циальной переплавки. На заводе , в кол хозах, (совхозах, на предприятиях, везде, где идет ожесточенная борьба за соци ализм, политика рабочего класса возвра- ааия. Ланий уммл нас бороться з а вли яние на этого мелкого собственника, и партия сумела повернуть большинство этих совхозников р абочего класса на со циалистический путь развития , превр а тив их и з союзников в прочную опору советской власти. Степам Ушаков — типичный представ витель класса мелких собственников и таким! ав то р должен бьгл его показать. Нужно было показать борьбу в нем двух .противоположных тенденций, пока зать , какая тенденция и п о ч е м у побеждает и тогда перерождение Степана Ушакова было бы полностью оправдано. Вместо этого автор , не понявший двойственнос ти натур|ы Степана, с т а л нам рисовать не колеблющегося союзника, а чуть ли не классового врага , а отсюда я 'неудач ная с тав ка на психологический момент, неудачный художественный прием с по пыткой пришить герою в конце рассказа батрацкое происхождение, и политичес кая расплывчатость, и схематизм. Рецензируемая (книжка лишний раз по казывает, что невозможно дать цельный художественный образ , 'если а в то р еще не полностью овладел диалектике - м ате риалистическим художественным (Мето дом. JI. Ченч. щает, казалось бы, навсегда потерянных людей снова к жизни, к юбществдано- полезном деятельности. И совершенно не случайно, что цен тральное место в тематике Желешюваг сейчас заним ает завод, производство. Пусть, ребята , сегодня не в моде Ворошить пережитого ворох, Я хочу говорить о за 1 Воде, О заводом исправленных ворах . Ж елезное — бывший «урка». В более ранних своих стихах он пишет преиму щественно н а «блатные» темы: о тюрьме, о камере, ночлежках и т. п. Hoi особен но интересным является следующий мо мент: если в стихах поэтов люмпен-про л етариата при капитализме тема1 о бе зысходности продолжается до бесконеч ности, т о юовсем по-другому , т а ж е са мая, н о уж е совсем в других тонах с т а новится поэзия люмпен. - пролетарских элементов сейчас. В стары х стихах уголовного' жанра мы найдем целый .ряд таких моментов, кото рые в поэтической форме прикрашива ют реальное бытие уголовных элементов. Вынужденные поэтически затушевы вать всю беспросветность и ужас своего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2