Сибирские огни, 1932, № 2-3

...Кль в богатырке, в папахе сосна, Былинный повой, ширина-ширина!.. («Пороша»), Он стремится туда, где «...зайцы, востер на ветру, неторные .тропы и сахарный хруст», чтобы «бродить до темна по пле­ чистой горе, с ружьем, в сапогах-канаши- нах». Следует еще отметить другое стихотво­ рению того же .периода1 «Разноцветные кгежлннши», «Эх, пошли кюравли-», как оп­ ределенный срыв поэта, где проскальзыва­ ет неудовлетворение «бесцветной» повсед­ невностью. В детстве поэт видел мир че- .рез стекляшки «оранжевый и голубым» и жизнь представлялась поэту, как раскра­ шенный во все цвета радуги цветущий сад («Сполохи зарниц). ... теперь нередко вскружен Мечтой, что грусти пыль стряхнет, Когда приветливо у лужи Осколок синий подмигнет... («Разноцветные стекляшки»). Но все же такие .моменты редки в поэ­ зии Непомнящих. Большинство его стихов бодро, весело (а иногда чарезчур оптими­ стично!) живописуют тайгу, куда врыва­ ется новая жизнь, и человека, который ... скроен неладно, но крепко сшит — Гласит о таких поговорка, Упорство в походке, в руках больших, В глазах светлосерых и зорких... («Человек из тайга»), В тайгу, «нарушив» покой ив, купав кувшинок и дремную тишину, врывается пенье пил и грохот поднявшего «высоко труб вершины» лесозавода, звенят песш лесорубов и сплавщиков. Все это поэт ви­ дит в розовом цвете: «Три артели утром росным На деляну с песней шли» ■ («На лесорубе») Дружны взмахи! Не помеха Хоть какая толщина!.. В Взлетают песни над рекой. («Лесозавод»), Сплавщики поют, лесорубы поют, лесо­ завод поет. Печать беспечности, веселости, поверхностного прикрашввания явлений лежит на этих стихах. Поэт не замечает ни классовой борьбы в тайге, ни пережит- 1 Я пользуюсь сборником „Сверстники* и частью .рукописей, с которыми знако­ мил нас т. 'Непомнящих. ков затхлого таежного уклада, глубокой борьбы таежного человека с прошлым, ушедшего корнями в косный уклад «®ер- жака-космача». Его человек из тайги дек­ ламирует о том, что ,на месте дремучей тайги вырастет «иная, одетая сталью стра­ на», что «умные рельсы схватят простор» и т. п., но ни этот человек, ни сам поэт не вскрывают причины того, чем обуслов­ лено это покорение тайга., поэт не показы­ вает связи изменений, происходящих в тай­ ге « общим ходом строительства. Классо­ вая сущность людей и дел не вскрывает­ ся. Этот основной недостаток творческого метода поэта делает стихи идейно-бессиль- ньиш, созерцательно-эстетскими «наблюде­ ниями со стороны». Стихи этого периода показывают, что ооот не умеет осмыслить действительность, ка® единство противо­ речий, отличии, «красного от черного», т.-е., диалектически показать явления. Этот «беспартийный» поверхностный, сплошной подход к изображению действи­ тельности сказывается и яа попытках по­ каза .классового врага («Мельник», «Ку­ лак»), при чем характерно, что он (клас­ совый враг) показывается изолированно от крестьянских масс. Например, «Мельник» дан маркирующимся, хитрым, во тихим и инертным мужичком. Мельник «лежит на печке» и пассивно со вздохом констатиру­ ет, что жизнь «зауросила» ( ? ) , как сивая кобыла». Как не похож этот кулаж на пы­ шущего злобой классового врага! Этот по­ каз «кулака» не активизирует читателя ва борьбу с кулачеством, а создает почву для примиренческого отношения к нему. В дру­ гом стихотворении («Кулак») Вас. Непом­ нящих скатывается к плакатному, трафа­ ретному показу кулаков без разоблачения их умной классовой стратегии, порой мас­ терски замаскированной: «В голове шумит денатурат, Поларшинный нож за голенищем. Этим ножом кулак режет свою скотину и сжигает ее вместе с постройкой. Полу­ чился бандит-террорист («случае® таких, конечно, в практике было немало!), но и только. Живого классового врага все-таки нет. Это опять-таки характеризует пороч­ ность творческого метода, которым в пер­ вый период был вооружен поэт. Вас. Непомнящих долгое время не по­ дымался до темы о переделке «Сибири ка- о торжной — в Сибирь социалистическую». Но и тайгу он показывает изолированно,! OS творчестве в. н е п ом н ящ и х

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2