Сибирские огни, 1932, № 2-3
...Кль в богатырке, в папахе сосна, Былинный повой, ширина-ширина!.. («Пороша»), Он стремится туда, где «...зайцы, востер на ветру, неторные .тропы и сахарный хруст», чтобы «бродить до темна по пле чистой горе, с ружьем, в сапогах-канаши- нах». Следует еще отметить другое стихотво рению того же .периода1 «Разноцветные кгежлннши», «Эх, пошли кюравли-», как оп ределенный срыв поэта, где проскальзыва ет неудовлетворение «бесцветной» повсед невностью. В детстве поэт видел мир че- .рез стекляшки «оранжевый и голубым» и жизнь представлялась поэту, как раскра шенный во все цвета радуги цветущий сад («Сполохи зарниц). ... теперь нередко вскружен Мечтой, что грусти пыль стряхнет, Когда приветливо у лужи Осколок синий подмигнет... («Разноцветные стекляшки»). Но все же такие .моменты редки в поэ зии Непомнящих. Большинство его стихов бодро, весело (а иногда чарезчур оптими стично!) живописуют тайгу, куда врыва ется новая жизнь, и человека, который ... скроен неладно, но крепко сшит — Гласит о таких поговорка, Упорство в походке, в руках больших, В глазах светлосерых и зорких... («Человек из тайга»), В тайгу, «нарушив» покой ив, купав кувшинок и дремную тишину, врывается пенье пил и грохот поднявшего «высоко труб вершины» лесозавода, звенят песш лесорубов и сплавщиков. Все это поэт ви дит в розовом цвете: «Три артели утром росным На деляну с песней шли» ■ («На лесорубе») Дружны взмахи! Не помеха Хоть какая толщина!.. В Взлетают песни над рекой. («Лесозавод»), Сплавщики поют, лесорубы поют, лесо завод поет. Печать беспечности, веселости, поверхностного прикрашввания явлений лежит на этих стихах. Поэт не замечает ни классовой борьбы в тайге, ни пережит- 1 Я пользуюсь сборником „Сверстники* и частью .рукописей, с которыми знако мил нас т. 'Непомнящих. ков затхлого таежного уклада, глубокой борьбы таежного человека с прошлым, ушедшего корнями в косный уклад «®ер- жака-космача». Его человек из тайги дек ламирует о том, что ,на месте дремучей тайги вырастет «иная, одетая сталью стра на», что «умные рельсы схватят простор» и т. п., но ни этот человек, ни сам поэт не вскрывают причины того, чем обуслов лено это покорение тайга., поэт не показы вает связи изменений, происходящих в тай ге « общим ходом строительства. Классо вая сущность людей и дел не вскрывает ся. Этот основной недостаток творческого метода поэта делает стихи идейно-бессиль- ньиш, созерцательно-эстетскими «наблюде ниями со стороны». Стихи этого периода показывают, что ооот не умеет осмыслить действительность, ка® единство противо речий, отличии, «красного от черного», т.-е., диалектически показать явления. Этот «беспартийный» поверхностный, сплошной подход к изображению действи тельности сказывается и яа попытках по каза .классового врага («Мельник», «Ку лак»), при чем характерно, что он (клас совый враг) показывается изолированно от крестьянских масс. Например, «Мельник» дан маркирующимся, хитрым, во тихим и инертным мужичком. Мельник «лежит на печке» и пассивно со вздохом констатиру ет, что жизнь «зауросила» ( ? ) , как сивая кобыла». Как не похож этот кулаж на пы шущего злобой классового врага! Этот по каз «кулака» не активизирует читателя ва борьбу с кулачеством, а создает почву для примиренческого отношения к нему. В дру гом стихотворении («Кулак») Вас. Непом нящих скатывается к плакатному, трафа ретному показу кулаков без разоблачения их умной классовой стратегии, порой мас терски замаскированной: «В голове шумит денатурат, Поларшинный нож за голенищем. Этим ножом кулак режет свою скотину и сжигает ее вместе с постройкой. Полу чился бандит-террорист («случае® таких, конечно, в практике было немало!), но и только. Живого классового врага все-таки нет. Это опять-таки характеризует пороч ность творческого метода, которым в пер вый период был вооружен поэт. Вас. Непомнящих долгое время не по дымался до темы о переделке «Сибири ка- о торжной — в Сибирь социалистическую». Но и тайгу он показывает изолированно,! OS творчестве в. н е п ом н ящ и х
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2