Сибирские огни, 1932, № 2-3
душных «дикарей». Между тем, судя по фактам о своей работе, которые делегатки Ш>бщИЛИ Стонову, видно, что они ведут огромную работу в аиле. К чеку же высо кую сознательность превращать в перво бытность, в первые щаш младенца? Нап ример, одна из делегаток, пишет автор, уви дев у него мыло, откусила кусочек, попро бовав на вкус. Факт этот в сопоставлении с тем, что делегатки грамотные, «едут ре волюционную работу в урочищах, -пред ставляется мало вероятным. Очевидно, это прием «оотранения» ради сохранения эк зотического плана книги. Ради этого же Стонов заставляет своих делегаток петь хором много-голосую песню «Катунь». «Эй, красавица, славная хан Алтая, быстрая река, эй» и т. д. Песня эта со чинена покойным композитором А. В. Ано хиным для смешанного хора и исполняется только в концертах. Нет надобности давать построчный ком ментарий к книге О п ои т . Это зашло бы целую книгу. Развязность и самоуверен ность автора на фоне показанных нами ошибок приобретают комический характер. Стонов похож на Таргарена из Тарасксиа. Вот, например, публицистские высказыва ния нашего автора. . . .«В нашей мелкой прессе все еще ра ботают ряд подхалимов, лакировщиков, ха луев. Они могут 'опошлить что угодно. Еще перед тем, как видеть то, чем пош ляк хочет восторгаться, он уже знает, за ранее знает, какую форму придаст своему ура-излиянию. В такой напряженной об становке попрыгать воробушком перед но сам трудового человека и «прочирикать» «всему свету» свое скороспелое мнень- ице — право же нечистоплотно и недо стойно высокого звания писателя. Писа тель должен Ме только увидеть, «взгля нуть», но и детально, подробнейше изу чить ‘вопрос. Лишь только после этого та кой работы (и то не всегда) он имеет право высказаться. А такая работа дается не легко» (стр. 95- 96) . Эти мысли могут послужить отличным эпиграфом к «повестям об Алтае». Это ав- тонриго'вор себе и подобным. К сожале нию, Стонов из’ял это место из второго издания. Литературные Тартарены иногда краснеют от собственной .смелости, ^ . н е р а с с к а з а н н а я с тр ан а . Мы должны придти к выводу, что со ветская социалистическая Ойротия до сих нор не показана в литературе. Книга Стонова, является типичной для современной литературы об Ойротии. В таком плане написано не мало книг. —• 3. Рихтер, Н. Северян, Федорович, Шиш ков и др. Основные ошибки их идут от глубоко ошибочного подхода к самой теме. От 'Не умения отделяй, существенное и главное от второстепенного. Эти писатели не вла деют совершенно методом диалектического материализма. Очерки их даже не отра жают восстановительный период. Тем бо лее они не показывают реконструктивный этап. Сейчас они выглядят клеветой, па родией на национальную советскую об- лаг ь. Каж правильно указывает М. Луз ган, подобные очерки продолжают худ шие стороны старых очерков — их опи- сательность, эмпиризм, поверхностность и еуб’ектявизм. Такие очерки правильно рас цениваются им, как правая опасность в пролетарской литературе («За боевой очерк», Москва., 31 г. ) . Стонов, как и перечисленные нами пи сатели, понятия не имеет о существе ле нинского этапа в национальных областях, бывших некогда царской колонией. Пока:; Ойротии должен идти под знаком борьбы за выполнение основы ленинского этапа в национальном вопросе. Ибо всякая другая концепция означает отход от ленинской политики, сползание к меньшевизму, кото рый проповедует необходимость для отста лых народностей пройти капиталистиче ский этап. Только капиталистический этан способен развязать производительные силы отсталых народностей,— доказывают мень шевики. Только он даст возможность вклю читься отсталым странам в строй передо вых «цивилизованных» государств, — • го ворят меньшевики. Вопрос этот имеет глубоко принципиаль ное значение не только для Ойротии. Ведь рядом с Ойротией находятся Монголия, Танну-Туюа. Не понимая принципиального значения ленинской национальной политики, отме ченные нами писатели вольно или неволь но окатываются к отрицанию ее. Соци альная обезличка алтайцев, забвение клас совой борьбы, полное игнорирование 'совет- .ской и партийной работы в Ойротии, — вот что характерно для подавляющего большинства произведений об Ойротии. Спрашивается, чем же отличается роль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2