Сибирские огни, 1932, № 2-3
г р и ф ра плотности, которую он выводит, не вер на: здесь не принято во внимание райони рование области. Нельзя так примитивно, как наш автор, определять плотность на селения. Но Стонову нужно создать впечатление, что ойроты живут до сих пор, как дикари, патриархальным родовым бытом. Поэтом}', заехав к зажиточному алтайцу, он обезли чивает его 'социальную природу и дает об щее «этнографическое» описание быта алтайцев, которое можно найти у"дореволю ционных исследователей Алтая, при чем ра зумеется, более научное и -добросовестное. В гостях у алтайца наш автор усердно угощался обильными явствйяи и слушал вранье подвыпившего алтайца. Результатом этого явилось «развернутое» описание дей ствия арачка ( стр. 19 ) . «Арачка не особенно крепка, градусов пятнадцаяи-двадцати. Цветом «воет она напоминает мутную воду. Она кисла, нить ее свежему человеку не особенно приятно, но привыкнуть к ней легко. Странная вещь: арачка — (сколько бы ее ни пить не действует на голову и ноги ■(!). Она согревает тело после дождя и стужи, под нимает настроение, развязывает язык». Язык действительно развязался, ибо хо зяин, после обильного возлияния в «омпаини с советским писателем, запел песню «о пе чальной жизни забытого народа» (стр. 24 ) Так под аккомпанпмент националисти ческой песни произошло трогательное еди нение алтайского кулака и советского пи сателя. — «Лучше бы нам умереть, — пел хозяин, —• чем видеть своими глазами твое разорение, наш прекрасный каан (царь) Алтая». Но вот Огонов переключился на- соцсек- тор. Он поехал в алтайскую коммуну. Это первая национальная коммуна, организо ванная из животноводческого товарищест ва. В организации этой коммуны руководя щую роль играли коммуяасты-алтайцы. Вокруг этой коммуны и колхозного движе ния в Каракольской долине еще в 24 году шла острая классовая борьба. Организатор -простейшего колхоза, из которого вышли жомйушары, коммунист Майчиков был в 24 т. убит баями Манжи и Сапог. Но что в этих фактах необычного? Клас совая 1борьба не характерна для «печальной жизни забытого народа», который до сих 1 0 2 пор остался «язычшйсом». Поэтому и изу чение коммуны Стонов построил лишь на преувеличениях и экзотических деталях. «До «дат пор еще проезжающие мимо коммуны алтайцы останавливаются с любо пытством, рассматривают лежащие у ау лов первобытные плуги. Узкую свою поло су алтаец пашет «алкавыном» (правиль но «алдазын». Г. ) , ■— пишет Стонов. Автор пытается убедить читателя, что даже в 29 году ойротское земледелие .на ходилось в (Стада «мотыжного» хозяйства. Заметим, что случаи обработки земли «ал дазыном» имели место даже в 30 г., но они был® так же редки, как ойротская дей ствительность в книге Стонова. Между прочим, на 56 ст. наш автор приводит слова заведывающего Ойротским земотделом о том, что в 29 г, в Ойротии засеяно 30 тыс. га, против 20 тыс. в 16 году'. При чем «развитие земледелия идет за счет ойрото®, которые раньше земледе лием не занимались». Но автора эти замечательные факты развития советской Ойротии не интересуют. Ибо это противоречит плану книги. Ясно, что Стонов совершает не мало ошибок и в описании коммуны. Вот, напри мер, как он описывает чцюцесс организа ции коммуны (сгр. 83 ) . Грамотные до возникновения коммуны об’ясняли темному населению сущность но вого содружества (!,). Глава семьи и тру доспособные члены семьи должны вносить свой труд в коммуну. Каждый делает то, что может, свою работу (всю целиком) отдает обществу. После такой «убедительной» агитации» жители аилов пришли записываться в ком муну, — добавляет Стонов. Трудно придумать большую пошлятину, большую клевету на коллективизацию. Мы выше указывали, в каких условиях созда вались коллективы в Каракольской дол .не. Стонов сводит колхозное движение, борьбу за колхоз к некой библейской общине. Кастрация классовой борьбы, которую провел Стонов в своей книге «Повести об Алтае», является прямым результатом об щей политической ограниченности самого автора. М. Лузган называет Стонова при митивным приспособленцем («На литпо- сту», декабрь 1931 г. ). Это верно лишь отчасти. Ошибки Стоно ва, как мы видим, гораздо серьезнее я принципиальнее. Перейдем к гражданской войне, которой Стонов уделяет целую главу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2