Сибирские огни, 1932, № 2-3

г р и ф ра плотности, которую он выводит, не вер­ на: здесь не принято во внимание райони­ рование области. Нельзя так примитивно, как наш автор, определять плотность на­ селения. Но Стонову нужно создать впечатление, что ойроты живут до сих пор, как дикари, патриархальным родовым бытом. Поэтом}', заехав к зажиточному алтайцу, он обезли­ чивает его 'социальную природу и дает об­ щее «этнографическое» описание быта алтайцев, которое можно найти у"дореволю­ ционных исследователей Алтая, при чем ра­ зумеется, более научное и -добросовестное. В гостях у алтайца наш автор усердно угощался обильными явствйяи и слушал вранье подвыпившего алтайца. Результатом этого явилось «развернутое» описание дей­ ствия арачка ( стр. 19 ) . «Арачка не особенно крепка, градусов пятнадцаяи-двадцати. Цветом «воет она напоминает мутную воду. Она кисла, нить ее свежему человеку не особенно приятно, но привыкнуть к ней легко. Странная вещь: арачка — (сколько бы ее ни пить не действует на голову и ноги ■(!). Она согревает тело после дождя и стужи, под­ нимает настроение, развязывает язык». Язык действительно развязался, ибо хо­ зяин, после обильного возлияния в «омпаини с советским писателем, запел песню «о пе чальной жизни забытого народа» (стр. 24 ) Так под аккомпанпмент националисти­ ческой песни произошло трогательное еди­ нение алтайского кулака и советского пи­ сателя. — «Лучше бы нам умереть, — пел хозяин, —• чем видеть своими глазами твое разорение, наш прекрасный каан (царь) Алтая». Но вот Огонов переключился на- соцсек- тор. Он поехал в алтайскую коммуну. Это первая национальная коммуна, организо­ ванная из животноводческого товарищест­ ва. В организации этой коммуны руководя­ щую роль играли коммуяасты-алтайцы. Вокруг этой коммуны и колхозного движе­ ния в Каракольской долине еще в 24 году шла острая классовая борьба. Организатор -простейшего колхоза, из которого вышли жомйушары, коммунист Майчиков был в 24 т. убит баями Манжи и Сапог. Но что в этих фактах необычного? Клас­ совая 1борьба не характерна для «печальной жизни забытого народа», который до сих 1 0 2 пор остался «язычшйсом». Поэтому и изу­ чение коммуны Стонов построил лишь на преувеличениях и экзотических деталях. «До «дат пор еще проезжающие мимо коммуны алтайцы останавливаются с любо­ пытством, рассматривают лежащие у ау­ лов первобытные плуги. Узкую свою поло­ су алтаец пашет «алкавыном» (правиль­ но «алдазын». Г. ) , ■— пишет Стонов. Автор пытается убедить читателя, что даже в 29 году ойротское земледелие .на­ ходилось в (Стада «мотыжного» хозяйства. Заметим, что случаи обработки земли «ал дазыном» имели место даже в 30 г., но они был® так же редки, как ойротская дей­ ствительность в книге Стонова. Между прочим, на 56 ст. наш автор приводит слова заведывающего Ойротским земотделом о том, что в 29 г, в Ойротии засеяно 30 тыс. га, против 20 тыс. в 16 году'. При чем «развитие земледелия идет за счет ойрото®, которые раньше земледе­ лием не занимались». Но автора эти замечательные факты развития советской Ойротии не интересуют. Ибо это противоречит плану книги. Ясно, что Стонов совершает не мало ошибок и в описании коммуны. Вот, напри­ мер, как он описывает чцюцесс организа­ ции коммуны (сгр. 83 ) . Грамотные до возникновения коммуны об’ясняли темному населению сущность но­ вого содружества (!,). Глава семьи и тру­ доспособные члены семьи должны вносить свой труд в коммуну. Каждый делает то, что может, свою работу (всю целиком) отдает обществу. После такой «убедительной» агитации» жители аилов пришли записываться в ком­ муну, — добавляет Стонов. Трудно придумать большую пошлятину, большую клевету на коллективизацию. Мы выше указывали, в каких условиях созда­ вались коллективы в Каракольской дол .не. Стонов сводит колхозное движение, борьбу за колхоз к некой библейской общине. Кастрация классовой борьбы, которую провел Стонов в своей книге «Повести об Алтае», является прямым результатом об­ щей политической ограниченности самого автора. М. Лузган называет Стонова при­ митивным приспособленцем («На литпо- сту», декабрь 1931 г. ). Это верно лишь отчасти. Ошибки Стоно­ ва, как мы видим, гораздо серьезнее я принципиальнее. Перейдем к гражданской войне, которой Стонов уделяет целую главу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2