Сибирские огни, 1932, № 2-3

« Вследствие того, что до сих пор собра­ ния бедноты проводились в большинстве случаев у мощного населения, как-то: у зажиточных и баев, кои имеют продоволь­ ствие, где беднота не имела возможности выказываться на проводимых собраниях против зажиточных и бае®, считать необ­ ходимым организацию чаепития при бед­ няцких собраниях в аилах бедняков, для чего обратиться к аймачным торгучрежде- нияаг, кто-то* к кредитному товариществу и др. с просьбой о выделении средств на указанные мероприятия». Этот документ наглядно отражает быто­ вые особенности Ойротии, оказывавшие пря­ мое влияние на общественные отношения, на классовую борьбу. Наконец, эти особен­ ности показывают трудности, в которых началась и проходила партийная и советская -работа в Ойротии. В юрте бая помещалось до 100 человек. Она совсем не была похо­ жа на юрты, которые описал Сиров. Бай на собраниях поил бедноту чаем с сахаром, угощал сырчиком, иногда резал барана. Не принимая по сути дела участия в собраниях, бай негласно играл в нем са­ мую активную роль. При тех экономичес­ ких отношениях, которые нами описаны, иначе и быть не могло. Постановление бюро партийного коми­ тета в Кош-Агаче относится к моменту развернутого наступления на кулачество (28 г. ) . К моменту путешествия Стонова по Ойротии партия достигла там крупных успехов в организации бедноты и батраче­ ства против байства. Баи были обложены индивидуальным на­ логом. В кочевых районах им было предло­ жено кочевать на худшие участки. В прак­ тику вошли закрытые бедняцкие собрания. Особенно ярко сказалась роль партии в организации батрачества. Смешно думать, что сохранение родовых пережитков озна­ чал» сохранение патриархальных отноше- ний. Товарные отношения, проникновение русского торгового капитала в Ойротию уже создали предпосылки для формирова­ ния национального торгового капитала. Ба­ траков баи называли безымянными (Эй, вэм !). Байство рассматривало батраков, как рабочих, лишенных собственных средств производства. Родовые связи были лишь уловкой, ширмой для «кспдоатации. Интереснейшим моиевто* в истории борьбы парторганизации с кулачеством явились массовые иски батраков к баям. Исковые суды были большой политичес­ кой школой для алтайского урочища. На суде вначале бай, по обыкновению, садил­ ся впереди, а батрак сзади. Лишь по на­ стоянию судей батраки садились рядом с баем. Один этот факт производил громадное впечатление. Исковые процессы привлекали предста­ вителей как одной, так и другой стороны. На процессе бай старался криком сбить батрака-истца. Вмешивался судья, который резко обрывал бая. В противном случае он, несомненно, мог повлиять на батрака. Во время перерывов бай и его родственники громко осуждали поступок батрака, пыта­ ясь создать вокруг него общественное мне­ ние. В слор вмешивались присутствовав­ шие на суде батраки. Суды, как видим, превращались в своеобразный политичес­ кий клуб. Мы привели лишь несколько штрихов, характеризующих особенности Ойротип. Что же увидел Стонов в Ойротии? В гла­ ве «Быт, который не должен быть» (стр. 18 ) читаем: «Редко рассеяны человечьи (? ) селе­ ния в горном Алтае. Едешь иногда день, три, пять — ий одной души, ни одной по­ стройки. Это романтический лейтмотив книги. Разбросанность «человечьих» селений ав­ тор представляет ,как фатум, как признак обреченности ойротов. Линию преувеличе­ ния Стонов подчеркивает на протяжении всей книги. Ойротская «пыль» — бедствие страны. Ойротский «дождь — метеорологи­ ческий» монстр. «Он льет неделями, бьет и колотит упругими водяными веревками». «Человек — довольно редкое явление на Алтае» (стр. 1 8 ) ,— повествует Стонов.— «Часто едешь несколько дней (грамота! Г.) и не встречаешь шг одной человеческой души» (там же) . Мы не собираемся опровергать впеча­ тления Стонова о плотности населения хо- q тя бы потому, что он изрядно сократил на- Б ^ селение Ойротии. По данным областного g я статотдела в Ойротии, на 1 января 31 г. о £ числилось 122 .796 чел. Прирост адтайска- В а го населения за годы автономии (1922 - ^ >3 1931 г. г .) выразился в 16 .617 ч. Даже в в ® статистике Стонов продолжает свою бур- I» жуазную тенденцию об отставании, выми­ рании ойротов. Заметим, что средняя циф- 101

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2