Сибирские огни, 1932, № 2-3
« Вследствие того, что до сих пор собра ния бедноты проводились в большинстве случаев у мощного населения, как-то: у зажиточных и баев, кои имеют продоволь ствие, где беднота не имела возможности выказываться на проводимых собраниях против зажиточных и бае®, считать необ ходимым организацию чаепития при бед няцких собраниях в аилах бедняков, для чего обратиться к аймачным торгучрежде- нияаг, кто-то* к кредитному товариществу и др. с просьбой о выделении средств на указанные мероприятия». Этот документ наглядно отражает быто вые особенности Ойротии, оказывавшие пря мое влияние на общественные отношения, на классовую борьбу. Наконец, эти особен ности показывают трудности, в которых началась и проходила партийная и советская -работа в Ойротии. В юрте бая помещалось до 100 человек. Она совсем не была похо жа на юрты, которые описал Сиров. Бай на собраниях поил бедноту чаем с сахаром, угощал сырчиком, иногда резал барана. Не принимая по сути дела участия в собраниях, бай негласно играл в нем са мую активную роль. При тех экономичес ких отношениях, которые нами описаны, иначе и быть не могло. Постановление бюро партийного коми тета в Кош-Агаче относится к моменту развернутого наступления на кулачество (28 г. ) . К моменту путешествия Стонова по Ойротии партия достигла там крупных успехов в организации бедноты и батраче ства против байства. Баи были обложены индивидуальным на логом. В кочевых районах им было предло жено кочевать на худшие участки. В прак тику вошли закрытые бедняцкие собрания. Особенно ярко сказалась роль партии в организации батрачества. Смешно думать, что сохранение родовых пережитков озна чал» сохранение патриархальных отноше- ний. Товарные отношения, проникновение русского торгового капитала в Ойротию уже создали предпосылки для формирова ния национального торгового капитала. Ба траков баи называли безымянными (Эй, вэм !). Байство рассматривало батраков, как рабочих, лишенных собственных средств производства. Родовые связи были лишь уловкой, ширмой для «кспдоатации. Интереснейшим моиевто* в истории борьбы парторганизации с кулачеством явились массовые иски батраков к баям. Исковые суды были большой политичес кой школой для алтайского урочища. На суде вначале бай, по обыкновению, садил ся впереди, а батрак сзади. Лишь по на стоянию судей батраки садились рядом с баем. Один этот факт производил громадное впечатление. Исковые процессы привлекали предста вителей как одной, так и другой стороны. На процессе бай старался криком сбить батрака-истца. Вмешивался судья, который резко обрывал бая. В противном случае он, несомненно, мог повлиять на батрака. Во время перерывов бай и его родственники громко осуждали поступок батрака, пыта ясь создать вокруг него общественное мне ние. В слор вмешивались присутствовав шие на суде батраки. Суды, как видим, превращались в своеобразный политичес кий клуб. Мы привели лишь несколько штрихов, характеризующих особенности Ойротип. Что же увидел Стонов в Ойротии? В гла ве «Быт, который не должен быть» (стр. 18 ) читаем: «Редко рассеяны человечьи (? ) селе ния в горном Алтае. Едешь иногда день, три, пять — ий одной души, ни одной по стройки. Это романтический лейтмотив книги. Разбросанность «человечьих» селений ав тор представляет ,как фатум, как признак обреченности ойротов. Линию преувеличе ния Стонов подчеркивает на протяжении всей книги. Ойротская «пыль» — бедствие страны. Ойротский «дождь — метеорологи ческий» монстр. «Он льет неделями, бьет и колотит упругими водяными веревками». «Человек — довольно редкое явление на Алтае» (стр. 1 8 ) ,— повествует Стонов.— «Часто едешь несколько дней (грамота! Г.) и не встречаешь шг одной человеческой души» (там же) . Мы не собираемся опровергать впеча тления Стонова о плотности населения хо- q тя бы потому, что он изрядно сократил на- Б ^ селение Ойротии. По данным областного g я статотдела в Ойротии, на 1 января 31 г. о £ числилось 122 .796 чел. Прирост адтайска- В а го населения за годы автономии (1922 - ^ >3 1931 г. г .) выразился в 16 .617 ч. Даже в в ® статистике Стонов продолжает свою бур- I» жуазную тенденцию об отставании, выми рании ойротов. Заметим, что средняя циф- 101
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2