Сибирские огни, 1932, № 11-12
числится подобная заслуга, хотя его утопи- ческий феодальный социализм тоже неприем- лем для нас? Платону «наш .день» был виден ничуть не яснее, чем, окажем, завтрашний день Кирса- нову. Представление последнего о социализ- ме — это представление обывателя, «рисую- щего себе грядущее огромным академИчеаким пайком» (Маяковский), v «Булки молят: возьмите, насытьтесь! Просятся сливки: с кринки сними! Штаны за ногами-бегут: — По-но-сите! Красивые, в клетку, синие мы!». ч Половой вопрос тоже -урегулирован: «Нету коварства и легкости женской». Характерно, что любая большая тема, к ко- торой прикасается Кирсанов, опошляется им. Опошлена картина будущего общества в «Пя- тилетке». Опошлена и красная Москва в сбор- нике «Строки стройки»: «аНа синем снегу разложен п а с ь я н с ч е р в о н н ы х трамвайных окон. В морозной рубашке к а р т ы р а в н ы , А сзади в трамвае с другой стороны сидят в а л е т ы и д a IM ы. ...Остановка трамвая — к а р т о ч к а — л о т о. ...фонари висят, к а к е л о чн ы-е п о д а р к и» и т. п. Что за картежно-игрушечное восприятие! 8. В последнее время стали появляться отрыв- ки из поэмы Кирсанова «Товарищ Маркс». Те- ма большая, нужная, интересная, но подошел он к ней с обычной развязностью и поверхно- стностью. Он, правда, понимает огромность темы, но довольно своеобразно: «Как выразить те этажи, Те сюртуки (!), ту мебель (!!), года, 1 в которых я не жил, места, в которых не был?». ' < (Вступление к поэме, -«Литгазета», № 46.) Дальше совсем невразумительно: «Как должен я пом'олодеть строкой, в былое в'ехав? — К а к б у д т о в м и р е м а л о д е т с т в, Ч т о б 1С т а т ь м о л о ж е в ека !»\ Но вот Кирсанов, превратившись в невидим- ку, в поисках сюртуков и мебели, отправляет- ся путешествовать во времени .(«Молодая Гвардия», № 10-11). Осведомившись «сколько в р е м я», он ищет дом Маркса в Брюсселе, гадая, «выйдет ли толк с м о и х дежурств». Не> знаем, как говорили в 1847 году, но сей- час говорят «аколько времени», и «из моих дежурств». Поэт, -однако, не смущаясь этим, проникает в комнату, по которой ходит «боль- шой-боЛьшой-большой работяга» Маркс и «то руки на книги навалит», то «ерошит вз'ерошен- ность». «Дети в спальне дышат неслышно. Женни Вестфален к о ф е к о л ы ш е т » . Кон- чив это любопытное занятие, т.-е. колыхание кофе, о;на входит в кабинет и «рукою правой Карла р а с п а т л а в», говорит: «Поздно, Мавр, не ляжешь спать ли?». Маркс отвечает оювами рассеянного профессора из дряхлень- кого водевильчика: «Разве, Женни, уже ночь?». Для дополнения идиллий" сообщается, что у Женни «Кофе на вышивке, -сама вышила с краю по вишенке». Маркс говорит: «Пишу, да вот без Энгельса туго», и, «спину в бархат потертый в к р е с л и в» принимается за писа- ние «Коммунистического манифеста», опять сокрушаясь: «О, если бы Фридрих рядом бы, дома, легко бы юошло «Манифест» кончать». Вдруг раздаются шаги, и Карл, «подняв вы- соту половы», прислушивается. Входит Ленин, затем Энгельс и Сталин и начинается совеща- ние «невероятного, политбюро». Кирсанов бес- покоится: «может быть, мне уйти?». Но ока- зывается, что «Поэзия может присутствовать здесь, И даже больше — обязана». Так кончается вторая глава поэмы. Конец неплохой, но все же он не искупает косноя- зычия и пошлаватости, то там, то здесь за- ставляющих читателя морщиться. Вывод, ко- торый приходится делать из опубликован- ных пока .глав поэмы, —• что метод, которым (работает Кирсанов, не позволяет ему проник- нуть глубже поверхности, не позволяет пока- зать во весь рост огромную фигуру «товари- ща Маркса». я 9. Есть, однако, область, где стихи Кирсанова прямо-таки незаменимы. Знаете ли вы, что такое литмонтаж? Если приближается какая-либо кампания, а в репертуаре прорыв, если пьесу, юкэтч или обозрение уже не усп-еешь написать, то зре- лищное предприятие заказывает литмонтаж. Юркий юноша — один из тех, которые име- ют склонность ко всем видам искусств и по- тому именно не способны работать ни в од- ном, — берет кучу газет, журналов и книг,— первых, какие попадут под руку, — вырезыва- ет из них все, что -подходит к данной теме, и — монтаж готов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2