Сибирские огни, 1932, № 11-12

До пятилетки всего электричества Пять миллиардов часов киловатт». Рядом нарисована другая, побольше, а под ней: «Рвитесь, энергии ядра, Лет проводов. высок. Дадим 22 миллиарда киловатт часов». Мы не сомневаемся в правильности цифр, приведенных в этом отрывке. Но нам непо- нятно, почему (нужно было все эти сведения излагать непременно стихами и притом так неэкономно: ведь две первых строки последне- го чевтеростишия явно даны только для того, чтоб зарифмовать третью и четвертую. К то- му же, цифры в строку не укладываются, по- лучается неуклюже, и автор вынужден делать ставку на снисходительность читателя, который «слопает» и такое .научное открытие как «энер- гии ядра», и такой невразумительный образ, как «лет.'Проводов», и «маловатый (!) ход», и такую, с позволения сказать, рифму, как «дви- жутся — электричества». Дзть верное представление о пятилетке, не показав живых людей, ее творящих, — не- возможно. Но для этого нужно их знать, нуж- но иметь какой-то запас живых наблюдений. У Кирсанова, очевидно, этих наблюдений нет, или (что для читателя одно и то же) он не умеет их оформить. В «Пятилетке» он решил «прославить^ лучших ударников, «вытенькать (так!) им высшую почесть». И что же? Он вы- нужден ограничиться их называнием: «я .слав- лю тебя, ударница Клыкина с Краснохолмской мануфактуры... Я славлю тебя, товарищ Куд- рявкин, ударник Краснопутиловца». Такое на- зывание может удовлетворить только того, кто вместе с автором поэмы. 'Считает пролета- риат некой однородной безликой массой, для кого ударники отличаются друг о-т друга только фамилиями. А. что у Кирсанова имен- но такое представление, видно хотя бы из следующих строк: «С п л о т н о ю к о л о н н о ю сдвинулся класс, Спрессованный волей настолько, Как будто тронулся горный пласт От Минска до Владивостока. ...И к а ж д ы й вес в руке инструмент ...У к а ж д о г о был на .плече ремень и на ремне винтовка! Такая же обезличка 'и в показе достиже- ний пятилетки, об'ектов строительства, шахт, заводов. -Вернее, даже и показа-то нет, есть только называние, перечисление: «Донецкий и Кизеловский,. Кузнецкий и Челябинский, Тульский подмосковный Бассейны, в бой! ...Ижевский, Ивановский, , Коломенский, Путиловсмий, Ленинский и Сталинский на штурм, завод!». Рекорд побивает приложенная к поэме «Карта строительства социализма». Это обык- новенная географическая карта европейской части СССР, «опоэтизированная» Кирсановым «Поэтизация» заключается в том, что назва- ния строек зарифмованы таким, например, об- разом: «Темную Сызрань ГЭС'ом вызарим». или «Здесь — Маловишерокая ГЭС»*. Почему последнюю надпись мы должны .счи- тать стихами — неизвестно. Кому нее это нужно, какое представление дает все это о строительстве — тоже неизвестно. Быть мо- жет, некоторое 'мнемоническое значение такая подача сведений но пятилетнему плану строи- тельства и имеет. Однако, вряд ли задачей ху- дожественной литературы является облегчать запоминание географических названий. У нее, как будто, несколько иные задачи 3. К безграмотности, к незнанию русского ли- тературного языка мы относимся почему-то чрезвычайно снисходительно. Безграмотные вирши распространяются у нас нередко в де- сятках тысяч экземпляров, тем самым уэако- вяя неправильные обороты речи. Разве не поют у нас: «Вейся, знамя коммунизма Над землей т р у д я щ и х масс». Или: «Гремят поезда Реконструктивного в р е м я» (слова И. Уткина). Наши поэты частенько не задумываются ис- казить слово, если оно не укладывается в строке, переставить ударение: воры, турники, мускула ар^мчится (Кирсанов). В «Пятилет- ке» есть такие перлы, как «полукружье коль- ца», «сегодняшний год», «хотишь», «годы пе- регоня». Есть и «гром восторга неперестава- ющий». Примеры можно было бы умножать до бесконечности, ибо Кирсанов на протяже- нии всей поэмы «не переставает» и «не уста- вает» насиловать русский язык. Академик у него живет «галунов с мундира не в ы п - о - р .о в». Галуны с мундира можно с и о р о т ъ, а кого можно было бы в ы п о р о т ь , так это, по нашему мнению, тех авторов, которые плохо учатся русскому языку. Однако, ни в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2