Сибирские огни, 1932, № 11-12

ЗАДОЕТКИ О ПОЭЗИИ * 1. О пятилетке и творческом методе поэтических какаду В. ВИХЛЯНЦЕВ 1. О ДНАЖДЫ мы были таидетедаши любо- пытного случая. В одно из сибирских зрелищных предприятий явился молодой человек и сказал: — Пишу малые формы еа любые темы в самый ударный срок. В доказательство того, что сия завидная "пособноеть у него действительно имеется, молодой человек пред'явия толстую тетрадь, заполненную стихотворными упражнениями. Его «творческий метод» оказался хотя и не- сложным, но довольно оригинальным. На ле- вую страницу тетради юноша наклеивал вы- резанные из газет передовицы, международ- ные обзоры и постановления правительствен- ных органов. На правой же странице он изла- гал стихами содержание левой. Стихи были забракованы. Юноша," негодуя, ушел. В общем, конечно, не такая уж большая бе- да, что подобные юноши 'существуют и ходят по литературным и театральным организаци- ям, веселя сердца консультантов. Дело не в них. Мы хотим поговорить о тех поэтах, «признанных» и, несомненно, талантливых, ко- торые пользуются тем же, по существу, «твор- ческим методом». Главное достоинство «метода» в том, что он •избавляет от необходимости думать, при чем сфабрикованная с его помощью «поэтическая продукция» по видимости своей получается весьма актуальной: она не отстает, — если не от жизни, то, по .крайней мере, от газеты. И, главное, — легко! Весь' труд сводится к эффектному зарифмовывакию мыслей, при- надлежащих статистикам, экономистам, поли- тикам, — вообще кому угодно, только не са- мому поэту, от которого требуется лишь уме- ние подбирать рифмы и располагать слова ритмически. Однако, несмотря на легкость и общедо- ступность такого метода, мы,—как, разумеет- ся, yite догадались читатели,—не являемся его сторонниками. Мы хотим такой поэзии, кото- рая помогала бы читателю решать существен- нейшие, глубоко его волнующие вопросы, а не пересказывала давно, известное. Мы хотим поэтов, которые напряженно вглядываются в жизнь и умеют думать. Когда читатель заме- чает, что автор умеет думать хуже его, хуже его знает жизнь, — он, зевнув, откладывает книгу. И тогда писатель, если не хочет пре- вратиться в «пиоателя для себя», или учится смотреть и думать, или надевает пестрый ко- стюм и рыжий парик, расстилает коврик и принимается потешать публику каскадами - и фликфляками. 2. (Вышло в '«дешевой библиотеке ОГИЗ'а» новое издание поэмы Кирсанова «Пятилетка». Один из сибирских поэтов отметил это собы- тие пессимистическим двустишием: «Признаться, зря она опять .выходит в свет: В ней ни п о э з и и , ни п я т и л е т к и нет». Несмотря на категоричность этого мнения, мы его полностью разделяем. В самом деле, к разработке большой и нужной темы Кирса- нов подошел по методу описанного нами вы- ше юноши. Не знаем, вклеивал ли он в свой блокнот газетные вырезки. Быть может, нет. Тем не менее, «Пятилетка» — это и есть пе- реложенные в стихи отрывки статей, .сводки, диаграммы, и даже... географическая карта! Нарисована, например, маленькая динамо- машина и под ней подпись: «Руки республики медленно движутся, Электроэнергии ход маловат.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2