Сибирские огни, 1932, № 11-12

Лозунгу социалистическопо реализма не противоречит, а, наоборот, включается а него революционный романтизм. Мы не можем от- казаться от революционного романтизма, ко- торый вооружает нас в борьбе за наше буду- щее, который наказывает это будущее. Мы не можем отказаться от революционного роман- тизма, который ставит задачей возвеличить социалистическую действительность, ее геро- ев, который ставит своей задачей ' показать тенденции завтрашнего дня. Увидеть, ухватить в нашем (сегодняшнем дне контуры будуще- го — это одна из очень важных задач, кото- рал стоит перед (художником-писателем. «Мы за романтизм социалистический, революцион- ный, за романтизм, который нам раскрывает пути движения, помогает нам показать цель движения, дает перспективу массе» .(из всту- пительного слова т. Тройского). Можно ли предъявить требование, чтобы понимание встающих перед советской литера- турой новых творческих проблем было для всех .одинаково? Нет, конечно. Возможны и даже неизбежны разногласия по отдельным .вопросам дискуссии, споры по ним. Но эти дискуссии должны проходить на единой об- щей основе, которая определена постановлени- ем ЦК от 23 апреля и расширенным пленумом оргкомитета. Глубокая разработка творческих проблем, развертывание коммунистической критики, про- являющей классовую бдительность и больше- вистскую непримиримость и решительности там, ;где дело идет о врагах партии, отбрасы- вающей ошибки администрирования и коман- дования, помогающей писателям творческим языком, и языком идейного убеждения (пере- страиваться, усваивать марксизм-ленинизм, — все это должно послужить для самого широ- кого развития и расцвета (многообразной по жанрам и методам и единой по своей устрем- ленности (советской литературы. Время декла- раций прошло, решительно должны быть из- житы литературные склоки, больше внимания должно быть сосредоточено на .художествен- ных произведениях, на их создании, на их идейности. Именно, no литературно-художе- ственным произведениям, ! а не по декларациям будет оцениваться работа писателя. Необходимо особенное внимание сосредото- чить на драматургических произведениях. Нам нужны хорошие пьесы. Пьеса является (наибо- лее «гибкой формой литературного творчества. Пьеса позволяет более широко воздействовать на массы в целях их перевоспитания. В свое время выступившая на исторической сцене буржуазия выдвинула в первую очередь дра- матургов, в частности, такого великого масте- ра в области драматургического искусства, как Шекспир. В наших советских условиях в социалисти- ческом государстве созданы все .необходимые условий, чтобы осуществить, наконец, тот идеал искусства, о котором Энгельс писал Лассалю: «Полное слияние большой идейной глубины, сознательного исторического содержания, ко- торое вы справедливо приписываете немецкой драме, с шекспировской живостью и .богат- ствам действия (будет, вероятно, достигнуто лишь в будущем и может быть вовсе не нем- цами. Правда, именно в этом я вижу будущее драмы». Но, чтобы осуществить этот 'идеал искус- ства, нельзя допускать упрощения .сущности литературы как искусства. Необходимо не только вскрывать социальный замысел и идей- ное содержание. Нужно заботиться и о (худо- жественных достоинствах литературного про- изведения, о мастерстве формы, о композиции, о яркости и выразительности в обрисовке яв- лений нашей действительности и 'ее героев. Наша советская литература достаточно вырос- ла, чтобы поставить перед собой эту задачу во всем ее об'еме. Надо твердо помнить то требование, которое было пред'явлено Лени- ным к искусству: «Наш народ достоин не 'зре- лищ, а подлинного великого искусства, т.-е. богатого по содержанию ,и прекрасного по форме». Наша советская литература — могучее ору- дие культурной революции, той культурной революции, которая- является неат'емлемой ча- стью социалистического переустройства, кото- рая борется за вторую пятилетку, за юоэдание бесклассового общества, за выкорчевывание собственнических навыков и пережитков в сознании людей. Наша советская литература прошла 'славный путь и имеет .целый ряд произведений, кото- рые стоят ма высоком идейном и худ ожествен - ном уровне. Это было ic особой яркостью по- казано в докладе тов. Кирпютина о советской литературе за 16 лет Октября. Успежи, кото- рые имеет наша советская литература, и те широчайшие перспективы, которые перед нею открываются, дают полное основание быть уверенным в том, что ее расцвет будет (Про- исходить еще более бурными темпами, что .ее идейное обогащение .будет еще более силь- ным и глубоким, что ее художественные до- стоинства поднимутся на еще более высокую ступень. Сила нашей советской литературы заключа- ется также и в том, что юаф. растет на основе

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2