Сибирские огни, 1932, № 11-12

переходить на наш путь. Критика должна быть товарищеской, она должна помогать пи- сателю в его трудной работе, она должна бе- режно относиться к художнику. Наша задача заключается также и в том, чтобы терпеливо создавать новую большевистскую критику». Нельзя забывать, что классовая борьба в стране не прекращается, что на отдельных участках з отдельные периоды она будет обо- стряться. Классовая борьба отражается в ли- тературе. Поэтому критика должна самым бес- пощадным образом бороться с действитель- ным клазоовым врагом и, вместе с тем, она должна руководить, помогать писателю пере- ходить на позиции рабочего класса. Постановление ЦК и та работа, которая проведена (оргкомитетам после этого постано- вления, создают все необходимые условия для настоящей плодотворной творческой работы и разработки творческих вопросов. Пленум не дал подробной разработки творческих путей, ом и »е ставил' это своей задачей. Этим зай- мутся созываемые оргкомитетами специаль- ные совещания по вопросам критики, драма- тургии, детской литературы и др. Но пленум дал общую постановку вопроса о юоциалисти- ческом реализме. Лозунг социалистического реализма вытекает из решения ЦК. Он требу- ет своей дальнейшей разработки и, вместе с тем, попутного пересмотра и критики творче- ских установок бывшей РАПП. На пленуме было подвергнуто резкой кри- тике требование РАПП «писать по методу ди- алектического материализма». Об этом аб- страктно сфоркрудираваниом, схоластически развиваемом, задерживавшем развитие литера- туры, лозунге т. Гронакий (сказал следующее: «Товарищи из РАПП требовали от писателя, чтобы он писал (методом диалектического ма- териализма. А что значит писать по методу диалектического материализма — на этот во- зрос товарищи рапповцы не могли дать про- стого и ясного ответа. Наши литераторы дол- жны и будут серьезно изучать произведения Маркса, Энгельса, .Ленина и Сталина, мы за го, чтобы ваши писатели знали .хорошо марк- сизм, ленинизм, историю, экономику и фило- софию м действительно-овладели методом -ди- алектического материализма, но чтобы писа- тель писал по методу диалектического мате- риализма — мы такого требования предъявить we (можем». Лозунг социалистического реализма являет- ся творческой платформой, еа которой воз- можно объединить всех (советских писателей. Это — боевой лозунг советской литературы. Социалистический реализм — это ие сухая школьная терминология, это не застывшая схе- ма. .В него укладываются свое индивидуальные особенности я отличия любого советского пи- сателя, работающего на социализм, правдиво и художественно полнокровно показывающего правду действительности, вскрывающего диа- лектику действительности на любом ее уча- стке во всей ее многогранности. Это требова- ние, конечно, относится не только к нашей социалистической действительности, а-также и к правильному, верному иоказу прошлого че- ловечества. «Мы говорим сейчас о социалистическом ре- ализме, помогающем нам рассказать массам всю правду ю социалистическом строитель- стве, о движении вперед к бесклассовому об- ществу, — говорил в своем вступительном 'слове т. (Гронакий. — На вопрос — как (писать по методу социалистического реализма, мы отвечаем: пишите правду». Лозунг социалистического реализма ни в коей мере не является псевдонимом диалек- •таф-материалистического метода, выставлен- ного в (свое время РАПП. В представлении РАПП диалектико-материалистический метод был (своеобразным способом отнесения того или иного писателя IK ТОЙ ИЛИ иной катего- рии. Задача, стоящая перед советским писа- телем — осуществлять лозунг социалистиче- ского реализма,—не исключает, а, наоборот, пред'являет особое (большое (требование в от- ношении выковки своего мировоззрения. Она исключает лишь наверное рапповское требо- вание к писателям: сначала поучись диалекти- ческому материализму, лотом будешь 'хорошим писателем. Такое (схоластическое понимание диалектико-материалистического метода приво- дило многих критиков к отрыву от специфики (Искусства. Лозунг социалистического реализ- ма, давая советскому писателю ясную перспек- тиву в его творчестве, вместе с тем требует ют критики правильного глубокого определен ния художественного уровня того или иного произведения, что является совершенно необ- ходимым условием для правильного понима- ния выраженных в произведении идей. Таким образом, разработка на основе философского учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина вопроса о 'художественном критерии совер- шенно необходима, -эта проблема связана с лозунгам (социалистического реализма и со- ставляет одну из (главнейших задач нашей критики. Для этой разработки надо привлечь тот богатейший материал, который накоплен литературой народов Советского союза, иро- изв-едекия современной и прошлой мировой литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2