Сибирские огни, 1932, № 11-12

Наш долг — показать в литературе это гран- диозное социалистическое строительство, это неслыханное в истории превращение отста- лой царской окраины в передовой, индустри- ально-аграрный край. Само собой понятно, что это превращение связано с преодолением доволыно значительных затруднений, что раз- вивается оно в обстановке ожесточённой клас- совой борьбы, бот эту-то сложную обстанов- ку и должен дать наш писатель. Не упро- щенно, не схематически. Он должен показать действительность так, как она есть, показать живых людей, конкретные участки классовых боев, побеждающую тенденцию социализма. А это и значит — работать методом социали- стического реализма. С такой большой задачей во веем ее об'еме сборник «На лесах», понятно, не сумел спра- виться. Отмечая Серьезные недостатки сборника, нельзя не остановиться и ва его плюсах. Во-первых, сборник в звачителынй части .сде- лан силами рабочих ударников, призванных в литературу. Во-вторых, он 'свидетельствует о росте этого литературного молодняка. В рас- сказах В. Александрова {«Прогул», «Аиин Лу- ка»), Дм. Кузьменко («Победа «Сталина») есть крепко сделанные, выразительные места. Жаль, что как-то усечен хороший рассказ Н. Кудрявцева «Штукатуры». Но самое ценное в .сборнике — это его те- матика. До сих пор в сибирской литературе, как дома, оебя чувствовала только деревня. Главным образом, старая, темная, страшная, и лишь в последнее время — деревня на пе- реломе. «На лесах» почти целиком посвящен заводской стройке. Ударники, призванные в литературу,, несут с собой и новую тематику, бодрую, свежую струю воздуха наших строек. Этой бодростью отмечены и все стихи сбор- ника. Технически они еще во многом несовер- шенны, есть отдельные срывы. Но от каж- дой .строфы веет уверенностью в победе. «И старик встряхнулся... — Друг! поддавай кирпича! — А ну, седоусый, ва подкачай». (А. Смердов, «Штурм»), «Дым бросая в седые тучи, Запылают кузнецкие домны». (Б. Евсиович, «Кузнецкстрой ночью»), «Старушку Европу отбросив назад, Поставим рекордные вехи». (Д. Медувин. «У станка»), «Ведь ясно — не могут работать иначе .Ребята, которых послал комсомол». (В. Непомнящих. «Беседа с бригадиром ком- сомольского забоя»). Эти бодрые песни — лучший залог того, что «На лесах» — это только первый шаг рабо- чего творчества, за которым скоро последует и второй, н третий. Позаботиться об этом — дело организации Союза советских писателей. Как указано в подзаголовке, «На лесах» — сборник ЗапСибАПП'а. Он был сдан в печать еще до ликвидации ассоциации, а вышел в овет с большим опозданием, уже после исто, рического постановления ЦК партии от 23 ап- реля. (Кстати, по поводу опоздания: задержка книг и журналов типографией стала «обыч- ным явлением». Неужели администрация Поли- графтреста до сих пор не поняла всего зна- чения своевременного выхода .журналов и книг?). ЗапСибАПП была не чужда всех тех оши- бок, которые отмечены в постановлении ЦК ВКП(б) в отношении ВОАПП и РАПП. Зап- СибАПП провела призыв рабочих-ударников в литературу. Но, к сожалению, она мало сде- лала для учебы призванных ударников. Не- правильные лозунги б. РАПП—'например, «со- юзник «ии враг» — оказывались не только в организационно-политической работе, но на- ходили .свое отражение й в творческом пла- не — упрощенство, схематизм, групповой под- ход к оценке произведения и т. д. Необходимо самым решительным образов изжить эти недостатки и ошибки быв. РАПП, .вскрыть их существо и двигаться вперед на основе активной реализации постановления ЦК от 23 апреля и решений пленума Всесоюз- ного Оргкомитета ССП. Е. Филиппы чг * * * POjttAH НАЧИНАЮЩЕГО АВТОРА ' Мих. Бубеннов «Гремящий год» Мосдам. Т-во Писателей. 1932 г. Тираж 5000. Стр. 155, . ц. 1 р. 80 к. + 50 к. , '—Лркьян Алдохин — пастух. У Аддохина своя избенка, немудрящее хозяйство. Но кто-то (Алдохин долгое время .не знает—кто), под- жигает его избу. Сгорают все надворные по- стройки, в пожаре гибнет жена Алдохина. Ал- дохин решает продать хромую лошаденку и уйти в город на стройку. ,Уже на полпути к осуществлению этого решения Алдохин вспо- минает, что он коммунист—оставляет на база- ре дашадееку и бежит в райком сниматься с учета. Секретарь райкома категорически про- тестует против ухода Алдохина в город « Ал- дохин возвращается в деревню, мечтая восста- новить пожарище и снова зажить своим хозяй- ством. В деревню приезжает бригада из горо- да. Товарищ Алходина — коммунист-партизан Иван Куратов уговаривает Алдохина: бросай свое хозяйство, «создавай коммуну. Алдохин оживает, круто поворачивает свой жизненный путь и, вопреки кулацким рогаткам, создает коммуну. Вот самая краткая схема романа М. Бубен- нова. Бубеннов риаует все это на фо-не.оже- сточенной классовой борьбы за хлеб, за хлебозаготовки, на фоне кулацкого вредитель- c r e i , на фоне разлагающейся ячейки. Тема, как будто обычная, таких тем у нас сотни, ход событий обычно знаешь заранее, когда открываешь первую страницу книги. Но М. Бубеннов — молодой писатель—сумел подать свою повесть в сочных, ярких, жиз- ненных тонах. У Бубенно.ва много свежих образов; большое знание деревни, быта, пси- хологии героев. Несмотря на ряд больших срывов, до-садных упущений, Бубеннов во мно- гом (но не во всем) художественно убеждает читателя, заставляет верить себе, а это уже значительное достижение писателя, тем более молодого. Для нас тем более отрадно, что а.в- i тор — сибиряк, полем действия повести он берет прикулувдинокий район, граничащий с

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2