Сибирские огни, 1932, № 11-12
вает руками и агитация классового врага раз- бита. Но /пьеса еще ^одолжается. Происходит целщй ряд более или менее нес- вязанных между собой событий. Укрепив сдельщину в колхозе, пейзане играют и ноют «Выйшли в пола косари». Потом Степан Кожу- ра уходиг «на угольный фронт в Донбасс рядовым бойцом». Перед уходом он стреля- ет в классового врага — Федьку Тарантула за то, что тот, но словам Андрона Шепутяя, «сво- лочь, хотел плотину снять, чтобы малек с ры- бой пропали, вода в поле ушла. Весь район (без рыбы остался...» А окончательную развязку наскоро расска- зывает ведущий: «Ушел Степан, остался Гор- баткж. Долго мутил воду, пока его не разо- блачили. Спета его пеаня и сказ .о нем окон- чен. С корнем уничтожили гадину, чтобы семя (?) даже не было. И в новых условиях такие шатающиеся люди, как Кашин, перестроились, поддались воздействию колхозного коллек- тива». Таким образом, переделка людей все-таки совершилась, что и требовалось доказать. Авторы остальных вещей даже не претенду- ют на «показ живых людей». Они значи- тельно скромнее и откровеннее Иоганна Зел- цера. Литмонтаж «Октябрь» начинается с энергич- ного музыкального вступления. « М у з ы к а л Ь н о е в с т у п л е н и е . Вы- ход: Строгай! Пили! Формуй! Паяй! Режь! Куй! Руби! Чекань! Шлифуй! Грани! Клепай! Бей! Плавь! Кипи!». Авторам литмонтажа можно было бы доба- вить еще несколько созвучных терминов: «Пи- ши! Скреби! (Бряцай! Громыхай! Неси око- лесицу! Сойдет!». И сходит. Дальше, ® крайне оригинальной фор- ме, излагается история 16 октябрей. Старый большевик под музыку вспоминает как .«там, в холодных стенах Петрограда, там, в горячей и (бурной Москве, на поднявших горбы бар- рикадах зажигала история свет». Немедленно вшед за холодными и горячими баррикадами яшявляется неведомо откуда взявшийся в 17 году п е р е б е ж ч и к и з б е л о й а р м и и. С этим перебежчикам завязывает оживленный разговор офицер. « О ф и ц е р . Стой! Кто идет? С о л д а т. Иван. О ф иц е р . Какой части? С о л д а т . 468-го Судженского пехотного полка. О ф :и ц е р. Присягу Временному правитель- ству принял? С о л д а т. Довольно с нас (таких присяг, вышла свобода, землю нам надо, на кой нам ®ойна! • i О ф и ц е р . Дезертир, виновен, смерть! (Му- зыка отражает скорбь)». После скорби начинается окончательная ка- ша. Ведущий уверяет, что в 1918 .году «шли •армии белых орда за ордой... было их много: (Корнилов, Краснов, Колчак, Деаикин, поляки». (Какой-то офицер поет '«Мундир российский». Б по прерывает пение Интернационала. Еще один офицер бьет красноармейца. По этому поводу все поют: «Мы идем железными ряда- ми». Происходит колективная декламация. Вы- ясняется, что уже пал Перекоп. После того, -i-ак пал Перекоп, ведущий восклицает: — «Гоните бандитов из Красной Сибири. В с е : Долой Колчака!». Один словом — каша, сумятица, вранье не- вероятное. Это (называется показом истории гражданакой войны. Покончив с (гражданской войной, авторы литмонтажа бодро принимаются изображать восстановительный период. «Все. — Размотан клубок этих страшных гадин (И замерли громы сражений». На 'сцене появляется некий загадочный ста- рик^-(шахтер. В начале- эпизода он сетует: «Большевики шахту затопили, поверхностные цеха разгромили, не шахта, а кладбище. Мо- жет, год аль два задарма придется работать». Двумя абзацами ниже он уже вполне созна- тельно вооклицает, возражая неизвестно отку- да взявшемуся и неизвестно как загримирован- ному оппортунисту: « С т а р и к : «Одно из двух, аль шахту спа- саем, аль сами помираем, другого выхода нет». Очевидно, за это время уапела на глазах у зрителей произойти переделка человека. Еще через пару эпизодов авторы литмонта- жа легко, совсем шутя, разбивают и посрам- ляют оппортунистов. Это происходит так: « В е д у щ и й. Дважды два — пятилетка. О п п о р т ун и 1С т. Но... ' В е д у щ и й . Сам отчеканю я цифру даою, счетчики силой моей ошибутся. Мы научились в жестоком бою знать арифметику револю- ции»... Оппортунист исчезает, как дым от лица ог- ня. Правые и «левые» разбиты. Хор деклами- рует титульный .список крупных (Строек. За сценой статисты производят звуковое 'изобра- жение колонны тракторов. Дело кон- чается общим нечленораздельным шумом. Но совершенно диких порций достигает шум, гром и звон в агитдействии « С и м ф о - н и я г и г а н т о в » Ив. Шувалова. На сцену выводится гаяларея людей, которые должны изображать: (молотобойца, углекопа, кочега- ра, каменщика, плотника, тракториста, литей- щика, красноармейца, Пуанкарэ, Лилсудокопо, папу, кулака, лорда. «Д е к о р а ц и я: стропила (стройки, горн, кочегарка, паровой молот, наковальня (можно условно). Действи с происходит /в полутьме. Вспышки горна. Брызги электричества. Шум машин. Удары молота. Звон лопат. Гудки». Вспомним, что даже сам ДИСК в передовой настойчиво предостерегал самодеятельные кол- лективы от шаблонных масок и трескучей дек- ламации. Вспомним, и будем читать дальше. «X о ip: (Бригадою ударной Ударь Дружней удар! Бригадою Ударной Угробим старь!». Но Ив. Шувалову мало ударных бригад, ударяющих дружно удар. Размах его широк и неуемен. « Р у п о р : Программа Кузбасса 1932 г. в 7.200.000 тонн будет выполнена полностью. Х о р : Бсть. (3 в у к о м о п т а ж г р о ix о- т а з а в о д а ) . Р у п о р . И для подведения технической ба-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2