Сибирские огни, 1932, № 11-12

В постановках ТЮЗ'а — строительство со- циализма, классовая борьба, борьба за пром- финплан, интернациональное воспитание, вое- низация страны. В постановках ТЮЗ'а — зна- чительное художественное качество и серьез- ный воспитательный эффект. Необходимо помочь талантливому и нужно- му театру в его работе. * * А ЗЫЧНАЯ ХАЛТУРА Вывает и так. Нехорошо, а бывает. Работают, скажем, две организации. Работа- ют в одной плоскости, в одном городе, в одно я то же время. И одна организация получает отовсюду бублик, а другая — дырку ют буб- лика. При чем, случается иной раз так, что буб- лик получает как раз не та организация, кото- рая работает вдумчиво, серьезно, хорошо, — а та, которая как (раз работает крикливо, не- серьезно, нехорошо. Мы только что вписали в наш дневник не- сколько скорбных страниц ТЮЗ'а. Этот дель- ный театр не имеет даже электрических лам- почек. __ А вот вам другая организация, тоже ново- сибирская, тоже рабогающая в области сце- и ы __ та .к называемый ДИСК. Этот ДИСК (Дом самодеятельного искусства) — Имеет средства и дефицитную газетную бумагу для тоге, чтобы выпускать самостоятельную газе- ту. По крайней мере ьышел № 1 такой газеты, пот названием- «Самодеятельное Искусство», с подзаголовком: «инсгруктиая'и-методичеекое и репертуарное пособие для клубных и колхоз- ных самодеятельных худ.жественных круж- ков. агитпропбригад и Трамов». В тираже: 1.565 экземпляров. На шели страницах фор- мата приличной Варкомагговской газеты. Что же там — на этих шести наркоматовских страни- цах Изображено? Прочитаем. Вдумаемся. На парей странице есть передовая и есть подпаредовая. В такэвых не всегда грамотно, «е очень увлекательно, но довольно настойчи- во проводится та идея, что мы должны бороть- ся за высоко художественный и идейныи уро- вень клубного репертуара. Самодеятельные коллективы многократно предупреждаются о том, что «нельзя ограни- читься только (голым перечислением фактов, а необходимо указать, почему эти факты «ме- ли место», о том, что недопустимы «пути тре- скучей декламации лозунгов и цифр, пути го- лой иллюстрации лозунга, вместо убедительно- го показа нашего строительства в живых ху- дожественных образах» и т. Д., И т. п. Все это совершенно правильно. Но нужно только перевернуть страницу и заглянуть в рекомендуемый КрайДИСК'ом репертуар, что- бы убедиться, что передовая — это одно, а выполнение ее — совсем, совсем другое. Одно из центральных мест в пособии зани- мает пьеса в 3 действиях «Зычный Гул», со- чинения Иоганна Зельцара. Характеристики действующих лиц свидетель- ствует о непреклонных намерениях автора правдиво показать живых людей, укрепляю- щих сделыцину в колхозе. Характеристики не- обычайно многословны, но 'все же не 'совсем яоны. Так, например, Иоганн Зельцер описы- вает Горбатюка: «Член правления колхоза, 35-40 лет. Хитрый маскирующийся враг. Знает, чего хочет. Изворотлива. Смел. Внешне — за колхоз, за новое; по поступкам — звериной ненавистью пылает к колхозу. Не «театрально- го злодея», а умного классового врага, не ша- блонного «атамана», а петлюровца (?) — надо суметь дать на сцене». Так. Поняли мы вас. Значит, не атамана, а петлюровца. Как же этот не атаман, а петлю- ровец, хитрый, маскирующийся враг дейст- вует? «На дворе Колхоза никого нет. Ушли все. Появляется Горбатюк. Руки в карманах гали- фе. Он с улыбкой смотрит вслед ушедшим колхозникам и тихо напевает петлюровский гимн». Тонкая маскировка! Но далее, далее... Гор- батюк начинает декламировать. — «Бурли, клокочи, мужицкая кровь! Надолго ждать осталось. И опять по полям, по дерев- ням великий сполох пойдет. За матку Украи- ну, за вольность мужицкую мы отомстим, Москва. Горбатюк -сложив (с д о ж и в ? Ред.). два пальца в рот, свистит по-разбойничьи хищно и зычно». Появляется дагенарат, ку- лацкий выродок, с шуоной фамилией Таран- тул. Диалог ведется в -следующих тонах: «Т а р а н т у л. Скоро? Г о р б а т ю к. Время наше, Федя, приходят. Т а р а н т у л. Вижу. Г о р б а т ю к . Опять куреня, опять атаман- ствовать будем, Федя, наше время идет, наше время. Недовольструет народ. Т а р а н т у л . Знаю. Только дай знак. Нач- нем». И т. д. Это все называется: показ «не шаб- лонного атамана, а петлюровца». Любопытно, что же Иоганн Зельцер называет в таком -слу- чае шаблоном и штампом?.. В пьесе «Зычный гул» действует еще мно- жество замечательных личностей. Такова Тай- на: «23-25 лет. Партийка. Дочь Степана Кожу- ры. Была в городе, училась на рабфаке. 'Се- рьезная натура. Не « к о ж а н а я т у ж у р - к а, н о и н е д е р е в е н с к а я л а с т у ш к а. Я р к и й т и п н о в о й ж е н щ и н ы». Колхозники, наученные вышеупомянутым классовым вратам, — Горбатюком, не согла- шаются (на (Сдельщину, 'производят шум и (раз- личные выкрики, а председатель колхоза —- Степан Кожура («На первоначальном этапе развития колхозного движения мог еще рабо- тать, но в новых условиях не в (состоянии ру- ководить»... и т. д.) — не в состоянии раз'яс- нить преимущества (сдельщины. Тогда вмешивается «яркий тип новой жен- щины», и вполне ортодоксально отчеканива- ет: — «Советская власть, мужики и наша партия наказ дали — переходить колхозам на сдель- ную работу... где что видано, ч^обы рабоче- крестьнская власть наша сама себя в темное дело тянула?» Ганна об'ясняет Пелагее («60 лет. Хорошая колхозница. Без кривляний»), что если ан-а 'свяжет пять копен, то получит два рубля. «Колхозница без кривляний» в-оплески-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2