Сибирские огни, 1932, № 1

Поди, нет л двух, а надо к трем»... «Эй, Маруська, не влезешь, что ль? А еще камбайнерша!»—«Отстань!» — «Ну, Руку давай, так и быть подтяну», Равгорорная интонация (разрушает ритм. Паузы часто не совпадают с оконча­ ниями строк: «Страда машинная трудней людской. Бесконечная цель трудодней. Работают ло две и по три .омелы. Пого­ дой одной предусмотрен их под’яремный рабочий день» (с. 29). Не сразу поймешь, что этот отрывок, нарочно переписанный нами без разбивка на строки, — не проза, а стихи. В «Машинной стране» не найдете ярких сравнений, пышных образов. Образность, метафоричность речи чужда поэту. Не потому, что М. Зеленкевич слаб, как псот,—наоборот, стихи сделаны мастер­ ски. Но он стремится к точности. Он хочет создать впечатление путем тща­ тельного выписывания каждой детали. Не отвлекаясь игрою сравнений, он хочет дать ощущение отдельной «вещи» или со­ бытия. Это приводит поэта нередко к простому перечислению вещей: «Свитер для горных экскурсий, трусы для мор­ ского купанья, белья две смены» (с. 41). Отсюда же любовь к специальным тер­ минам и к цифрам: «Никак не наладим... дробит зерно... Забиваются шнеки»... «Опустить деку..: Перетянуть полотно»... «Недообмолачивает. Много сора»... «Ну-ка,, пусти опять» — I «По тахометру — 940. Оборотов, а надо — 9 75»... (с. 12): . Путь, перестройки каждого писателя — своеобразен. Путь Зенкевича, лег через натурализм. Опасность здесь в том, что за отдельными вещами (из которых на первом плане -— -машины), за отдельным, детально описанным событием, легко пропадает общая связь явлений. Мир вос­ принимается -в' статике, а не в динамике. В области поэзии •— крайне ослабля­ ются, 1 фоме того ,, специфически-стихот- ворные моменты: музыкальность стиха, сгущенная метефоричность. «Машинная страда» является свиде­ тельством перестройки П0эта-интелл1иген- та, идущего к современности своим осо­ бым путем. Она интересна также и по­ тому, что к поэтической работе автор подходит серьезно, вдумчиво. Но сбор­ ник остается в стороне от основной ли­ нии нашей поэзии, несмотря на актуаль­ ность тематики, так как творческий ме­ тод автора недостаточен, узок: он дает возможность воспринять лишь внешнюю сторону окружающей действительности. В. В. L Ответственный редактор: А. Высоцкий Редколлегия: В. Александров, А. Анеон. А. Высоцкий, В. Итин, А■ Коптелов, J i . Кудрявцев {Зам. отв. редактора), щ, Матвеенков, Г. Павлов, Н. Чертова. Техредактор В. Боглаев Тираж 3000. 63|<печ. листа Сдано в производство 14(11-32 г. Подписано к^печати 21)111-32 г. Статформат 170X250 мм. Печатных знаков в одном печ. листе 74240. Новосибирск т|л №1 ЗСКПТ, зак. №194 Новосибирск. Уполсиблито №4490 от 2(111-32 г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2