Сибирские огни, 1931, № 7-8
поминает автору Аниту Луз — и рассказы-, вается история этой американской писа- тельницы (стр. 130). Все это показывает, гто д л я И т и п а с л и ш к о м б о л ь ш о е з н а ч е н и е и м е ю т е г о с у б'е к т и в н ы е п е- р е ж и в а н и я, с л у ч а й н ы е с у б'- е к т и в н ы е а с с о ц и а ц и и : он их фиксирует, упуская из вида ц е л е в у ю у с т а н о в к у своего очерка. Автор хочет писать весело, не острит он гюрою явно неудачно. Так, о неустойчиво- сти ледокола на волнах сказано: «меня рассмешило... такой с виду солидный, вы- держанный гражданин и вдруг... уклоня- ется!». Смущает также полярный холодок, ко- торый нет-нет, да и повеет со страниц очерка. Но это, разумеется, дело темпера- мента. В общем же «Выход к морю» стоит на значительной художественной высоте, с интересом читается, хорошо знакомит с проблемой Северного морского пути и освоения севера, расширяя кругозор чита- теля, и, главное, является одним из немно- гих очерков с ч е т к о й и д е й н о й у с т а н о в к о й . Книга несомненно заслуживает широкого распространения и рекомендации. В. Вих. Ник Ушаков. — «30 стихотворений». — ГИХЛ, 1931, тир. 3.000, стр. 101, ц 75 к.-4- 2э к. Н. Ушаков —. один из талантливейших советских поэтов и в то же время один из наиболее спорных. По поводу первой книги Ушакова «Вес- н а республики» критика отмечала высо- кую культурность поэта, широкое исполь- зование 'им поэтических достижений прош- лых эпох и упорную работу над стихом. Нет сомнения, что это ценнейшие свойст- ва. Однако, при недостаточной крепости мировоззрения они порой могут стать бла- годарной почвой для отрыва от современ- ности, для формалистского, перерождения. Из тридцати стихотворении нет ни одно- го,. близкого темам реконструктивного пе- риода. Ушаков пишет о гражданской вой- не, о природе. Писать об этом и сейчас, разумеется, можно и нужно, но при усло- вии, что подобная тема осмысливается с новой точки зрения. Есть ли у поэта эта новая точка зре- ния? Поэтическое своеобразие Ушакова — в уменьи говорить намеками, в уменьи обой- тись одной характерной деталью там, где другому понадобится длинное описание. Так, в стихотворении «Украина глухо вол- новалась» гражданская война дана чере? показ железнодорожной станции, которая, в свою очередь, обрисована лишь отдель- ными штрихами. «Летят теплушки кверху дном, Мосточки головы срывают. Румын в буфете ледяном От черной оспы умирает. ... Слепец частушки говорит И «яблочком» рокочет лира. Начальник станции зарыт г Перед крыльцо^ своей квартиры». Стих чрезвычайно сжат, насыщен. Кратки и выпуклы характеристики: «А дед кусать привык усы, Он ходит взад-вперед. Иконы, свечи, фикусы — Густая дробь берет. Он встретил их как водится, Сведя перо бровей, И машет богородицей Над женихом и ей». («Московская транжирочка»), В стихотворении «Московская транжи- рочка», помещенном в разделе «У гробо- вого входа», рассказана несложная исто- рия девушки: прогулка, замужество, граж- данская война, арест мужа-купчика, «и, наконец, милиция над пузырьком пустым». Показано все это с типичной для Ушакова фрагментарностью и производит впечат- ление чрезвычайной об'ективности. Поэт выступает в роли л е т о п и с ц а , кото- рый «спокойно зрит на правых и винов- ных, не ведая ни жалости, ни гнева». И если мы все же угадываем ход обществен- ных ( событий за частными деталями, если- мы убеждены в неизбежности описанного, конца «транжирочки» и имеем вполне оп- ределенное отношение к выведенным ге- роям, то, пожалуй, не потому, что п о э т у б е д и л нас в этоу, а потому что мы сами у ж е и м е е м определен- ную точку зрения. Еще пример: эсер Донской убил ген- фельдмаршала Эйхгорна и был повешен. Этот исторический факт «обыгрывается» Ушаковым без попыток осмыслить его .-об- щее значение: «Кримгильда — рыжая супруга. Оставь шитье... ... Твой Зигфрид в темной колеснице... ... На конской ярмарке в предместья • Стоит палач. Он на помосте хорошеет. Гремя доской, выходит и. вставляет шею в петлю Донской». Чрезмерная олнтературенноеть,^ злоупо- требление специфической термонологией, вводимой порой без всякой надобности, придает стихам Ушакова привкус эстетиз- ма и увеличивает неактуальность большик ства вошедших в сборник стихотворение. Ушаков берет из современности преиму- щественно такие темы, которые дают воз- можность ограничиться в н е ш н и м опи- санием (<шаллада о медном монархе»)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2