Сибирские огни, 1931, № 7-8

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Книаг о севернмо морскмо пуит Вквиаи Итин.—«Выход к морю». — Се- рия «Соц. строительство», «Федерация». Москва 1931. Тир. 10.000. Стр. 224. Цена 1 руб. 20 коп. В книге описано путешествие из Ново- сибирска в Ленинград, совершенное авто- ром на судах Карской • экспедиции и на ледоколе «Красин». Кроме материала, по- лученного во время поездки, В. Итин ши- роко использует документы, специальные статьи и т. п. Книга является, таким об- разом, результатом длительного изучения вопроса о Северном морском пути. Наличие четкой целевой установки, на- личие и д е и , об'единяющей и непосред- ственные наблюдения автора, и цитатный материал, и «лирические отступления», — несомненно, поднимают книгу над средним уровнем советского очерка, часто являю- щегося лишь добросовестным описанием виденного. Пропаганда Северного морского пути — вот задача, которую поставил себе автор. Он не только доказывает доступность и рентабельность торговли с заграницей этим путем. Он при каждом случае указы- вает на необходимость освоения северных окраин, на их несметные богатства, раз- рушая попутно традиционное представле- ние о «ужасах» северной жизни. «Север нисколько не хуже юга... На севере люди становятся крепче... Пролетарская рево- люция должна позвать миллионы из наси- женных и скучных своих мест. Иных по- звать, иных взять за шиворот». Исторический материал тоже служит •основной идее. Только человеку, подо- шедшему к книге с «легкостью в мыслях» и совершенно не разобравшемуся в ней, исторические справки могут показаться ненужными и «отяжеляющими» очерк. Долгое время Карское .море считалось «ле- дяным погребом», недоступным для судов. Между тем оказывается, что еще в 16 ве- ке русские купцы на хилых своих парус- ных посудинках ходили этим путем в Обь. Тот факт, что путь этот затем был забро- шен, тоже об'ясняется простой историчес- кой справкой: купцам запретили ездить в Сибирь северным путем, так как царские юеводы, вследствие пустынкости тех мест, не могли взимать с торгующих по- шлины. Очерки достаточно оперативны и само- критичны. В. Итин постоянно стремится сделать критические выводы из опыта эк- спедиции, выдвигает различные рациона- лизаторские предложения и детально ар- гументирует их. Что эго не досужие рассуждения пос- тороннего наблюдателя, а выводы челове- на, изучающего дело, — лишний раз дока- зывается тем фактом, что В. Итин не ограничился написанием книги, а продол- жает выступать в центральных и. сибирс- ких изданиях со статьями, развивающими идеи, высказанные в очерке. Отдавая должное героизму людей, бо- рющихся со льдами, восхищенно отмечая достижения советского строительства на сибирском севере, автор в то же время не забывает направить острие своих сарка- стических строк против головотяпов и бюрократов, тормозящих овладение Се- верным морским путем. Достается и тор- говым организациям, которые терпят гро- мадные убытки от простоя судов и все же не решаются затратить сравнительно не- большую сумму на оборудование Север- ного пути согласно требованиям навига- ционного искусства; и профессорам, за- щищающим допотопное мнение о непрохо- димости Карского моря; и комиссии ВСНХ, которая по поводу постройки ле- созавода на Игарке постановила: план п р и н я т ь , но в виду «отдаленности баз» и «вечной мерзлоты» с ч и т а т ь н е о с у - щ е с т в и м ы м , — и многим другим до- стается. Книга написана живым и в то же время весьма лаконичным языком. Текст оживлен фотографиями и вставленными в него сти- хотворениями (автор — культурный и тех- нически крепкий поэт). Приложена карта Северного морского пути, планы Игарско- го и Нового портов. Несколько портит очерк привычка Ито- на ставить в центр собственную личность: «Я», «мне», «меня», — эти местоимения слишком часто у него повторяются. Ха- рактерны такие фразы: «Начальник мор- ской части Карской экспедиции походил на одного знакомого моего учителя», (стр. 103). Читателям-то, ведь, этот учи- тель не знаком, а сам по себе- тот факт, что начальник напомнил Йтину одного из его знакомых, вряд ли кого-нибудь может заинтересовать. Еще пример:. «Винтовой пароходик... тащил плот. Я узнал старого знакомого. Это был «Север» (стр. 171). Читатель о «Севере» слышит только на этой странице. Итин даже не сообщает, когда и где он «познакомился» с «Севе- ром». Название коробля «Анкта русс» на-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2