Сибирские огни, 1931, № 7-8
За писателя-союзника Начатая в сибирском от- деле ВССП творческая ди скуссия имеет бол ьшое зна- чение в деле перестройки всей работы союза. Уже пр< ведено пять дискуссион- ных собрании, подвощенных разбору творчества шести членов ВССП (раёотников <малых форм—Гиршликоиича и Ершова, поэта Вихлянце- ва, Г. Вяткина, очеркиста Стрижкова и М. Никитина). Основное, вокруг чего со- средоточено внимание дис куссии при разборе творчё- •ской продукции того илиино то писате 1Я—это творчес- кий метод и степень пере- стройки писателя в соот- ветствии с теми задачами, «оторые стоят перед лите ратурой в начальный пери-, од социализма. Ибо «пре-1 вращение писателя попутчи- ка в писателя-союзника оз- начает процесс идейного •перевооружения, овладения мировоззрением диалектиче- ского матер ализма, осоз- нания и критики социально- политического смысла свое- го прежнего творческого лути, перехода на идеологи- ческие позиции пролетариа- та, т. е. в творческом алане На творческой дискуссии ВССП выработки нового творче ского метода»...(из резолю ции 4 го пленума правления РАПП «о попутничестве союзничестве»). нельзя сказать, что все писатели, творчество кото- рых обсуждалось на дискус- сионных собраниях сибо - дела ВССП, одинаково на- чали серьезную перестрой- ку и переход на рельсы союзничества. Наряду с правильным по- ниманием того, что только органическое усвоение миро- воззрения пролетариата и включение в практику соц- строительства поможе. пи- сателю сделать свое твор че.тво созвучным нашей эпохе,—есть и попытки под- менить перестройку пере- ключением на< амый актуаль ный и нужный жанр» (заяв- ления Ершова и Стрижкова об «авангардизме» очерко- вого жанра), недостаточная самокритика, неопределен ны'- формализм и т. д. но в общем творческая дискус сия Сибетдела идет по пра вильному пути и будет иметь большое значение жизни союза в под'еме его работы на высшую ступень. Портретная галлерея И О Д О Л А Б Ю Р Д Ы Аф. Гиршликович. На продукции Новосибирских писа- телей малых форм часто лежит печать спешки, недоработанное™. Афиноген (но не Афиногенов). Он м а л ы х форм приверженец б о л ь ш о й . Он настрочит в один присест, мгновенно, Три дюжины райков и скетчей целый рой. Мих. Никитин Сдвиг в сторону актуальности имеется в последних произведениях М. Никитина: „Второй гигант" и „Без- рогий носорог". * Натрудив на стройках ноги, 'тоб стряхнуть с ник формализм, Он верхом на носороге Держит путь в соци'лизм. Нто то медленна дорога, Ест глаза густая пыиь... — Эх, пора бы с носорога Пересесть в автомобиль! Н. Титов Член ВССП поэт Титов не посетил ни одного дискуссионного собрания. Двайсды его творческий отчет ставился на повестку, но Титов не являлся, зая- вив, что выносить свою продукцию на обсуждение ему „не улыбается". Сей инциндент не стоит споров бурных. Поэта взгляд понятен, прост и стар: Его из всех проблем литературных Интересует только... гонорар. •союзных и комсомольских -организаций. Н а п р а в л яя творчество ударников по линии обслу- живания боевыч задач ра •бочего-класса, по линии ге- неральной темы про,летар- ск й литературы — показа передовиков, ге оев рабо чего класса, показа роста коммунистического отноше- ния к труду, необходимо с удар никам и-призывниками развернуть работу по повы- шению их культурного уров- ля по преодолению ограни ченнпсти тематики и схе метизма, помогая им овл а девать марксистско-ленин ским мировоззрением. Развернуть широко при зыв ударников в литературу, не оставить ни одного круп ного промышленною пред приятия в крае.без литера турного рабочего кружка поднять творческий рост призывников-ударников, по- высить идейный и Художе- ственный уровень их прдук- ции на основе овладей^ диале тико-* атгриалистиче- ским творческим методом— "такова задача Зап. Сиб. АПП. В этих целях необходимо форсировать создание в крае кабинета ударников. Опыт работы подобного кабинета в v ападной области (Смо- ленск) себя оправдал и прав- лением ОГИЗ'а (тов. Хала- товым) рекомендован другим краям Кабинет ударников должен развернуть учебно- воспитательную работу,дол- жен с особс твовать усво- ению ударниками на ряду с ли т е ра ту р но-творческими допросами, основ марксизма- ленинизма, философии,борь- бы классов и тому под. Однако, эта учеба должна быть оторвана от лите ратурно- творческой практики ударников. Такие конкретные задачи, как соз- дание истории гражданской во&ны и истории фабрик и заводов должны быть все- мерно использованы для вовлечения в ряды КНИЖНАЯ ПОЛКА Нужные книги ских писателей старых кад ров рабочих и участников • ражданской войны, должны послужить еще более ши- рокому росту пролетарской литературы. Развертывая дальнейший призыв ударников в лите- ратуру, каждая группа АПП должна помнить, что она тем самым решает задачу дальнейшего продвижения пролетарской литературы на пути к гегемонии пути создания большего ис- кусства большевизма. Надо Зап. Сиб. АПП преодолеть отставание в развертывании призыва ударников. Надо под руководством партий- ных организаций, при помо щи профсоюзных и комсо- мольских организаций это дело двинуть далеко вперед. Бороться за призыв удар- ников в литературу, все шире разворачивать этот призыв, воспитывать кадры писателей из рабочих-удар ни-ов, поднимать их твор чество на высшую ступень, одновременно ведя борьбу со всякими отклонениями линии партии в вопросах литературы—вот что должно являться мерилом действи тельной р а б о т ы каждой группы АПП. А. Высоцкий А. Гурштейн. Вопросы марксистского литературо- ведения. Массовая крити- ческая библиотека «На ли- тературном посту», ГИХЛ. 931 г., стр. 96, ц. 50 к. Swv^n l 3 а Д а ч а Данного популяр- ного очерка, как об этом пиш-т сам автор в преди- словии—дать систематиче- ское изложение основных положений марксизма в об ласти литературоведения Автор дает подробный пере--' книга в. Чаянова выгод- сказ и обширные цитаты из различных высказываний классиков м а р к с и а м а (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ле- нин) о литературе и из ра бот литературоведов-марк- систов. ной пролетарской литерату- ры, о творчесом методе, о политике партии в области художественной литер-туры д. В конце к иги дам сп*сок основной литературы по литературоведению. Книжка будет с пользой прочитана ^иткружковцами, учащимися и педагогами. В. Саянов. Начала сти- ха. Изд. «Красная газета», Л 19it, стр. 11«. ц. 80 к. отличается от других пособий, написанных в по- мощь начинающим писате- лям Шк ловский, Тверской, . Щенгели и лр.). так как де- лает упор не на усвоение литервту рно-технических 0 „ „ г приемов, а на задачи выра- В простои и понятной форме б £ т к и мар ксистск..-ленин- А. Гурштейн излагает марк- с к о г о МИ р^ В03 зрения, на систскии взгляд на литера- з а д а ч и о в ( 1 а д е н ия д „ аЛ екти- туру, как -«Дологическую м и а л и с т и ч е с к и м на .«тройку, уделяет боль- ч е с К им методом, шое внимание вопросу о К н и г а в С а я н 0 В а помо- взаимоотношении художни-| гает молодому по э ту осмыс- ка и класса, подробно 0ста : л и т ь направление своей т вор- навливает я на соци льнои ч е с к о й р а 6 о т ы , указывая функции литературы, на> пути „р^^еской учебы у классиков, давая основные марксистском понятии сти- «я и т. д. Работа Гурштейна всеце- ло направлена против бур жуазных, чуждых нам тео- рий в литературоведении (формализм, троцкизм, во- ронщина, переверзевщина др.) ив этом ее несомненное достоинство. Положи ель- ным является также и то, что помимо общих вопр - сов литературоведения, в кни « ке говорится о практи- ческих задачах современ- сведения об истории поэти- ческих школ и направлений о развитии и ро«и отдель- ных стихотво ных жанров и т. д. Приходится только пожалеть, что в г л а в е «Круг чтения», где указаны основные произведения рус- ской поэзи , начиная с XTIII века,совсем нет списка произ- ведений современных поэтов. Список кончается имена и дореволюционных п о э т о в . (Гумилев, Ахматова и др.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2