Сибирские огни, 1931, № 7-8

N только отстоять Барнаул, но главное разбить мятежников и освободить Ново Нико- лае,век. Для освобождения Новониколаевска на следующий же день послали 160 красно- гвардейцев-железнодорожников и роту мадьяр численностью в 100 человек. Руко- водство же боевыми действиями этого отряда было поручено штабу в составе Иванова, Царицина и Шелна. Приехав на ст. Черепанове, заметили суетливое движение иа ст. Евсино. Уста- новили, что на ст. Евсиио стоит эшелон чехословаков. Около вагонов, на полотне дороги, копошились люди. Впереди эшелона — платформа, на которой стоит орудие. Отряд мадьяр пошел в наступление, мадьры дружно реапули ружейным огнем. Завязалась перестрелка, с обеих сторон затрещалц/пулеметы. Часть отряда железнодорожников, гремя затворами и ошибаясь на' боту, в шум- ливом беспорядке рассыпалась в цепь и пошла на поддержку мадьярам. Оставшиеся в резерве сгрудились на перроне станции Черепанове и стали наблюдать за никогда ими невиданной, а поэтому и казавшейся такой интересной и невинной картиной боя. На перроне же находился и командующий фронтом Иванов. В воздухе парило неимоверно. От стоявших на путях паровозов тянуло дымом, машинным маслом и перегретым паром. Неожиданно для всех и совсем близко грянул орудийный выстрел. Толпа на- сторожилась и сразу притихла. Рассекая 'воздух, снаряд блеснул яркой огневой вспышкой и обдал толпу тысячью визгливо заскрежетавших осколков. Жутким сто- ном покатился вопль раненого. За первым снарядом с грохотом и визгом разорвался второй. Началась паника. Стоявшие иа ст. Черепанове в резерве бросились к эшелонам. Но паровозы, словно уснувшие чудовища, тяжело посапывая и лениво фыркая клуба- ми дыма, неподвижно стояли на путях. Толпа, готовая вое смести на своем пути, хлынула к переднему паровозу и взя- ла в работу машиниста. Оказалось, что машинистов обязали подчиняться только штабу. А штаб, между тем, предоставил свое войско воле судеб, а сам предусмотрительно скрылся в тыл. Словом, некому было распоряжаться фронтами. Паника, правда, вскоре улеглась сама собой, но положение на фронте созда- лось серьезное. Подметив, что на правом фланге, где в цепях были железнодорожники, отсут- ствует дисциплина, противник ,на этот именно боевой участок, как на самый слабый, и направил свой пулеметный и орудийный огонь. Расчеты противника оказались верными. Фланг дрогнул и, под прикрытием огня мадьяр, начал в беспорядке отступать к станции. 3. Герой-парзово Надо было загородить путь противнику, ййаче он мог бы наделать много беды и людям и сгрудившимся на станции эшелонам. Но штаба нет и некому распоряжаться. Из создавшегося затруднительного; положения выручила находчивость жестян- щика Ивана Долгих. Поняв, какая опасность, угрожает красногвардейцам, Долгих побежал к началь- нику станции с требованием: «давайте скорее паровоз»! Но начальник, втайне сочувствовавший белогвардейцам, сразу же понял наме- рение Долгих. — «Я паровоза дать не могу. Вы попробуйте запросить разрешение у начальни- ка службы тяги», — посоветовал он. Возмущенный ответом начальника, Долгих рассвирепел. — «Тут полторы тысячи людей могут погибнуть, а тебе разрешение потребова- лось!? На, вот тебе разрешение!», — сказал Долгих, приставляя к носу начальника дуло револьвера. Через несколько минут из депо на главный путь плавно выкатился черномато- вый декапот. Машинист Попов поставил на полный ход регулятор и соскочил с паровоза. Захлебываясь от дыма и дрожа от напряжения всем корпусом, декапот с голово- кружительной быстротой понесся в атаку на врага рабочего класса. Противник заметил угрожавшую ему опасность — забегал, засуетился. Но было уже поздно. Раздался ужасный треск. Американская углярка, на которой стояло орудие противника, вздыбилась, все находившееся на ней было разбито вдребезги, /

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2