Сибирские огни, 1931, № 6

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ Книаг о кандалйьно Сибир В. С е р о ш е в с к и й. «На краю лесов». Повесть. Л. Гиз. Стр. 344: Ц: 2 р: Литературная деятельность Вацлава Се- рошевского теснейшим образом связана с Сибирью. Серошевский не был профес- сиональным писателем. Пользуясь совре- менным термином, мы можем сказать о «ем, что он был «призван» в литературу. Польский революционер, сидевший в 1879 году в Варшавской цитадели, Серо- шевский за участие в тюремном бунте был сослан на вечное поселение в б. Якут- скую область. В одном из наиболее глухих уголков, «на самом краю полярного леса» Серощевский прожил более двенадцати лет. Наблюдения этих лет настолько обо- гатили Серошевского, что- он поневоле должен был взяться за перо. Так полити- ческий ссыльный был «призван» в лите- ратуру. Повесть «На краю лесов» — одно из ранних произведений Серошевского. Мно- гословное и маловыразительное описание полярного леса, которым (описанием) на- чинается повесть, — обнаруживает всю литературную неопытность автора. Вни- манием читателя автор овладевает при- мерно со второго листа, когда на страни- цах повести одна за другой возникают живо нарисованные сценки полудикого быта лесных якутов. Автор видит эти сценки глазами моло- дого революционера Павла, сосланного в то самое якутское поселение, откуда толь- ко что вывезли другого ссыльного, кото- рый, под влиянием нестерпимых для куль- турного человека условий жизни, сошел с ума. Павел приезжает в якутское поселение бодро настроенным энтузиастом. Он ве- зет с собой книги, — он хочет заняться •самообразованием. Кроме того, он наме- рен приобщить к культуре тех якутов, среди которых ему предстоит провести несколько лет. Действительность опрокидывает лучшие намерения юноши. Перенесенный из сов- ременного города в обстановку дикарско- натурального быта, видя скотоподобное существование темных лесных людей, юно- ша приходит к тому выводу, что забро- шенное это поселение более ужасно, не- жели тюрьма. Постепенно он поддается апатии. Книги только подчеркивают его одиночество, йичем, пожалуй, не отличаю- щееся от одиночества смертника. Обитате- ли якутского поселения е первое время обнаруживают по отношении к нему не совсем бескорыстный интерес. Постепенно они привыкают к Павлу и он остается среди них в качестве какого-то инородно- го тела. В сущности, он не нужен этому_1}рселе- нию так же, как поселение не нужно ему. Его изоляция подчеркивается еще тем, что он не знает языка якутов, а яку- ты не знают его языка. Единственный человек, который его- понимает, — это Уйбанчик, — толмач и писарь. Павел берет Уйбанчика в «инди- видуальную обработку». Видя, что жизнь лесных якутов зависит от случайностей натурального хозяйства, Павел убеждает Уйбанчика сделать первый земледельче- ский опыт. Вдвоем с Уйбанчиком, как лес- ные Рабинзоны, они засевают ячменем вручную вскопанную елань. Через несколь- ко недель над еланью буйно встает яч- мень. Уйбанчик возлагает на этот ячмень огромные надежды, Павел с нетерпением ждет урожая. В случае благоприятного результата, • он намеревается перенести свой опыт на все население. Это придало бы его жизни ссыльного некоторый вид целесообразности. К несчастью, невызревший ячмень по- гибает от мороза. Надежды Уйбанчика и Павла оказываются несбыточными. Уйбанчик должен примириться с тем, что ему никогда не удается выскочить из того круга, в котором полоса летнего благополучия сменяется обязательной зим- ней голодовкой. Павел должен отказаться от иллюзии быть скольннибудь полезным тем людям, среди которых ему суждено прожить свои лучшие годы. Дни его влачатся медленно. Он не жи- вет, а медленно чахнет. Зимой в поселение приходит весть: из тундры идет «бабушка» (оспа). Вслед за вестью начинается полоса смертей. Люди умирают безропотно. Жизнь их настолько тяжела, что они встречают смерть, как избавительницу. Они умирают целыми семьями. Об'ятый страхом Павел бежит в город, чтобы вызвать помощь. Люди, ве- зущие лекарства, находят его слишком поздно: поселение успевает превратиться в усыпальницу мертвых. Таково содержание Зтой повести. Серошевский не очень искусный писа- тель. Он допускает, например, такие со- мнительные вещи, как «кбгтевидные руки».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2