Сибирские огни, 1931, № 4

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ В плеун суб'ектиовног идеалиа зм Леонид Лавров. — «Уплотнение жиз- ни», стихи 1927-1929 г., «Федерация», 1931 г., стр. 95, ц. 1 р. ...И дни мои в комнате и на дворе Вольные хронической прозой Текут неприметно, как карты в игре Без самого главного козыря. Первая книга стихов Леонида Лавро- ва заставляет пристально вглядеться в поэтическую физиономию поэта, ибо его нужно предостеречь от «провалов» и, быть может, заняться своеобразной про- филактикой. Хорошие «плотные» стихи собраны в книге. За «насыщенными» образцами подчас скрываются интересные мысли, а все же чего-то иехяатает. И нехватает «главного козыря», глубокой идейности. Главная вещь книги — поэма «Набуж». Тема — мировосприятие человека в бу- дущем при коммунизме. В этой поэме выпукло выступают при- чины неудач автора, оценивающие буду- щее с позиций суб'ективного идеализма. Поэма построена в плане полемики ав- тора-мечтателя с рационалистическим доктором. Коммунизм доктора — Это проверенный минимум. Навсегда заведенная мера. Метр и длинней ни капли. Рецепт и никаких историй... Поэт противопоставляет этому радость созерцания мира, пристального рассмат- ривания «мелочей жизни», мимо которых, зевая, скользит обывательский взгляд. Мир для поэта источник неразгаданных формул. Пристальное созерцание прино- сит поэту способность «видеть строение мира». При коммунизме люди, освобожденные от забот, будут детально всматриваться в окружающее и это им принесет нео- бычайную радость. ...Коммунизм это там, где слышат Самый неслышный шорох, Где говорят с паровозом Также, как с человеком. Это не только «мясо у каждого в каж- дом супе». Поэт утверждает далее, что это умение видеть «сердце у каждой ве- щи». Так полемизирует поэт, противопоста- вляя свой импрессионистический взгляд холодной трезвости доктора. Здесь Лавров делает крупный промах. Коммунизм это меньше всего созерца- ние, а если созерцание, то во всяком случае активное. Созерцание же Лаврова не насыщено действительностью и подчас переходит в «голое» любование миром, в эстетство. Лавров хорошо ощущает мир, но от ощущения до преобразования мира ди- станция большая, а Лавров к тому же забыл, что «любоваться» миром можно Только переделывая его. В будущем люди несомненно будут любить мир, будут любить его как аре- ну борьбы со стихией, а вещи как за- вершение своих творческих порывов. Говоря о будущем, Лавров не смог подняться на необходимые высоты, оче- • видно, из-за нечеткости своего мировоз- зрения, а провал мировоззрения трудно заткнуть разговорчиками о «будущем». Пассивное восприятие мира привело Лаврова к своеобразному, эстетическо- му сенсуализму и потребительскому ком- мунизму. Остальные стихи, будучи, очевидно, очень ранней продукции, слабее чем «Набуж». также стоят в стороне от сов- ременной тематики и под час режут ухо такими строчками, как — ...Я все-таки завидую На этот оптимизм (!?). Отрадное впечатление производит вдумчивая и кропотливая работа автора * над образами, но это пока что единствен- ное, хотя и большое завоевание поэта. Ни тематика, ни формальные достиже- ния Лаврова не лежат в плане поэзии ре- конструктивного периода. Только сбросив путы суб'ективного идеализма, мешающего Лаврову много- сторонне, полнокровно отразить дей- ствительность, только через овладение методом диалектического материализма, поднявшись на высоты мировоззрения нашей эпохи — Лавров сможет войти органически в современную поэзию. Ал. Сафронов. Нужын ли такеи „охотни"чьи стих?и Н. А л е к с е е в , И. М у х а ч е в, Е в г. Б е р е з н и ц к и й . — « В ы с т р е л » . — Охотничьи стихи. Изд. журнала «Охот-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2