Сибирские огни, 1931, № 2 - 3
Далее: лозунг «догнать и перегнать» отнюдь не означает, что мы обязаны «дог- нать и перегнать» все и всяческие капи- талистические цифры. Если в Нью-Йорке строится стоэтаждые дома, то это не зна- чит, что мы будем строить тысячеэтажные. Так понимать лозунг «догнать и перегнать» значит позорно опошлять этот лозунг. В № 9 «Сиб. огней» за прошлый год я писал: — «Великий северный путь» до сих пор вел™ великой путаницей, внесен- ной в ленинскую идею освоения севера некоторыми северными дилетантами. Весь смысл проекта сводился к обходу Карского моря. Отсюда варианты: Котлас-Енисейск, т.-е. дорога из леса в лес, вдоль течения Оби. fice это, надо считать, ушло в анек- дотическую историю. «Великий северный 1гуть», в современном понимании, есть проект сочетания и взаимодействия вод- ных и ж.-д. путей севера. Это — комбинат Северного морского пути, северных рек, соединенных каналами, и северной маги- страли». Такое понимание было бы наиболее пра- вильным. Дело, конечно, не IB словах, однако луч- ше отказаться от этого названия, имеюще- го совсем другие исторические корни. Ав- торитетные комиссии и учреждения, ра- :»брав 18 различных проектов «Великого северного пути», не высказались ни за один из них. Этих проектов никто не знает. (Если не принимать в расчет «19-го вари- анта» т. Серебрякова). (Мы знаем только тот, западная часть которого, б. концес- сия «Великий северный путь», предлага- ет самый длинный и самый неудачный ж.-д. выход для сибирского экспорта. В восточной же половине — «Великий се- верный путь» целиком совпадает с частью Ленской ж.-д. и намеченным здесь продол- жением северной магистрали. Именно этот проект десятки раз был повторен в нашей печати, в статьях, схемах и жартах. Изготовление и распространение схем и карт является, поводимому, главнейшей де- ятельностью «Комиссии содействия». «Красная Нива» (Л 1 » 3, 1931 г.) живопи- сует ее занятия в следующем, бесподоб- ном, очерке С. Белосветова. — «Погруженные в чертежи и карты люди напряженно продумывают, измеряют, воз- водят новые штришки на картах и черте- жах. Тишину нарушают лишь машинист- ки, непрерывно выстукивающие докладные записки в Совнарком, СТО, Госплан, HKIIC, Академию Наук и прочие учреждения... .Все говорит о широком размахе творческой мы- сли. Стены комнаты, словно обоями, по- крыты картами 0QCP, Сибири и далекого Севера... Срочно прорабатываются разно- образные варианты приобщения Севера с его сказочными богатствами к хозяйствен- ному организму G0CP. Эти люди неустан- но изрезают Урал, Сибирь, Север вдоль и поперек, ища кратчайшие и 'Выгоднейшие пути п выходы к океану, для разрешении важнейших проблем мирового экспорта». Все это можно было бы счесть за ядо- витейшую сатиру, если бы восторженность и добрые намерения автора не вызывали ни малейшего сомнения. «Великий север- ный путь» изобретен именно таким, каби- нетным способом; но «Всесоюзный масш- таб», «Всесоюзное транспортное кольцо», и пр. приемы, с целью угодить «всем кра- ям», привели к тому, что Чухлома и Ха- баровск сочли себя одинаково польщен- ными. Проект получил широкое распрост- ранение, главным образом, в провинциаль- ной печати. Нет реальной технической идеи, которая была бы не по плечу Советскому Союзу; но мы пойдем на новое строительство, как бы грандиозно оно ни было, только тогда, когда убедимся, что только таким путем наилучшим образом разрешается вопрос раз- вития производительных сил на данный период времени. Великий северный путь, как «всесторонняя программа освоения и мирного экономического и культурного за- воевания севера» (В. М. Воблый) -— не существует, так как такой программы, в разрезе задач социалистического строитель- ства, у авторов проекта нет и быть не мо- жет. «Великий северный путь», если поп- робовать найти в нем научное специфи- ческое отличие, есть всего лишь проект ж.-д. обхода Карского моря. И, кстати ска- зать, даже не проект «магистра.™ трех океанов»: Ледовитого, Атлантического, Ве- ликого. «Ледовитого океана» в современной океанографии не существует, а Северное нолярное море давно оттеснили к 80-й параллели, Баренцево, Карское и другие судоходные моря. Обывательской безгра- мотностью веет от этих постоянных упо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2