Сибирские огни, 1931, № 2 - 3

«В Москве в ряде правительственных уч- реждений, — пишет И. Серебряков, — об- суждается ж.-д. проблема, имеющая реша- ющее значение как для эксплоатации бо- гатств северной части европейской части Союза, так и, главным образом, для пробуж- дения и эксплоатации естественных богатств сибирского севера — о постройке Великого северного пути, а мы его называем Океан- ским, т.-е. ж.-д. магистрали, связывающей три океана. Пока разговоры эти не вышли из области дискуссии о направлении будущего пути, но надо сказать, проект изо-дпя в день будет принимать все более реальные формы и время его осуществления не так уж в отдаленном будущем». Исходя из того, что «страна советов до- гонит и перегонит ж.-д. строительство Аме- рики, т.-е. период наивысших показателей 1880-1900 г., когда за данный отрезок вре- мени Америкой построено 161 тысяча клм сети, что большая половина всех строя- щихся ж.-д. линий падает на Азиатскую часть ОСИ 1 », т. Серебряков добросовестно заполняет «пустыню бездорожья» рельсо- выми путями. Здесь проектируется и «оке- анекая» дорога: Ленинград-Котлас-Кондин- ское-Туруханск - Виллюйск - Якуток-Аян, и Якутсж-Чухотокое побережье—(Камчатка, и Томск-Енисейск-Турин окая культбаза-Ха- тангский залив и т. д. и т. д., всего протя- жением в 45.000 клм (Остается, для удоб- ства, предварительно сдвинуть весь Старый свет на десять градусов к югу, как говорит- ся в стихах и все будет замечательно). йодного транспорта для т. Серебрякова не существует. В полном соответствии с А. А. Борисовым признается только сплав. «Уместно сказать, — пишет Серебря- ков, — что перед Великим северным путем будет стоять задача рационализировать ра- бот)' флота на сибирских реках... Если бу- дет проложена северная ж.-д. магистраль, тч) лес, перевозимый теперь флотом, пойдет сплавом вниз по течению и на перевалоч- ных станциях поступит на северную магист- раль. Произойдет естественная рационализа- ция и упорядочение перевозок». Такая же «рационализация» производит- ся и с рыбными промыслами. «В силу бездорожья, дальности побе- режья Северного моря, нехватки и непри- способленности существующего флота — рыбные промысла в Сибири пока в зачат- ке». Казалось бы, из этого положения один вывод: надо строить флот; но т. Серебря- ков продолжает: «Океанская ж.-д. даст мо- щный толчок развитию рыбных и — но всему побережью Северного моря — зве- робойных промыслов». «Томск-Енисейская в дальнейшем сво- ем направлении должна пройти от Культ- базы на север до Хатангского залива. Наз- начение этой части линии будет исключи- тельно освоение Севера и развитие рыб- пых и зверобойных промыслов на побе- режьи моря Лаптевых. Протяжением она будет около 1.100 клм». Еще проще решается проблема северного скотоводства, земледелия, заселения. «Пер- вобытный пастух со своими стадами менял пастбища, перегоняя их (?) с одного места на другое. Плановое хозяйство, имея ж.-д. пути, может перебрасывать -скот для вы- паса на значительно большие пространст- ва». •Приведенных выдержек 'из головокру- жительной статьи т. Серебрякова вполне достаточно. Они ясно показывают, что уче- ник превзошел своих учителей, что у бур- жуазных экономистов из .«{Кон. содейст- вия», мечтающих о мирном врастании ООСР в капитализм 1 , находятся союзники «слева» и что заразная бацилла прожек- терства распространяется с быстротой эпи- демии. Если исходить из классического амери- канского примера, то прежде всего надо обратить внимание на следующее решаю- щее обстоятельство: построив свою огром- ную сеть Америка не построила ни одной железной дороги в тех областях континен- та, которые в климатическом отношении подобны приполярной Азии 2 . В последние годы Канада построила на севере лишь одну значительную линию, идущую к мо- рю Гудсона, о назначении которой, в свя- зи с проектом .«Великого северного пути», говорилось выше. ] ) <..м. статью т . Лазарева, „Экон. Жизнь, № 33. 2 ) Канада построила к 1902 г. 30.377 клм. ж. д. Из них севернее 60° была построена только короткая (около 300 клм.) линия от океана к реке Юкон, в золотоносном рай- оне Аляски (См. Э. Деккэрт „Северная Америка"). Сиб. Ог ни. 7 л.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2