Сибирские огни, 1931, № 2 - 3
«материалах к генеральному плану». — «Помимо того, обширный район Вась.о- ганья (между Иртышом и Обью) наиболь- шую ценность в сельскохозяйственном от- ношении представляет именно в южной своей части». Вместе с тем, тот же генплан считает необходимой железную дорогу Та- тарск-Тым, которая и прорежет южную часть Васыоганья. Правильнее поэтому про- ектировать линию Татарск-Тым, как средп- нительную между двумя широтными маги- стралями п также рассматривать дорогу Томск^Енисей. Направление последней наи- более спорно и должно быть решено (а не «предопределено») в связи с проектом се- верной магистрали. Если геологическая разведка и экономические изыскания дока- жут необходимость использования гигант- ский энергии Енисея в «Щеках», близ устья Подкаменной Тунгуски, то надо стро- ить Томск-Ярцево (приблизительно) и Ачинск-Енисейск (см. карту), если иссле- дования дадут отрицательный результат, то, возможно, Енисейский кряж лучше обойти с юта, несколько севернее Енисей- ска, где проектируется Енисейский затон п далее: Кежма, Киренск. Окончательное направление и очеред- ность северной магистрали должны быть, ра- зумеется, доказаны исследованиями, а не предопределены линейкой и картой; но это строительство немыслимо без главного ус- • ловил развития производительных сил севе- ра — речного транспорта, Создавая транс- уральский водный путь, ставя вопрос о сое- единении Оби с Енисеем, мы уже создаем оплошной северный водный путь от оке- ана до океана, с незначительными железно- дорожными перемычками: Ангара-Лева, 'Иая-Охотское море. Огромный комплекс транспортных вопро- сов возникает в северной Азии. Эти вопро- сы должны быть решены по принципу пла- нового взаимодействия, а не конкуренции. Северная магистраль не явится «обходом» Карского моря, но напротив станет могу- чим стимулом для развитая Северного мор- I (жого пути. Она заселит север. Она прибли- зит к морским портам Карского моря эк- спортные базы. Она даст возможность, в дальнейшем, соединить Игарский порт, по примеру Архангельска, железной дорогой пересекающей золотоносные площади, угли Тунгусского каменноугольного бассейна, Kv- рейский графит), пе превышающей по дли- не линию АрхангельскчВологда.. Океанские мечтатели Можно было бы прибавить к описку на- мечающегося строительства еще несколько линий; но решать за/дачи, выходящие за пределы генплана, основываясь на современ- ных темпах развития железнодорожной се- ти, бесполезно: вовсе ведь не исключена возможность открытия или изобретения, ко- торое начнет снимать железные дороги с лица земли. Из дорог к северу от (Великого сибирско- го пути в первую очередь надо построить несколько линий, соединяющих большие фарватеры рек с железнодорожной сетью СССР и с открытым морем. Сибирский путь был построен без всякого учета этих фарва- теров. Нормирующие перекаты лежат у са- мого Омска и Красноярска. Задачей дня являются: Тавда-Тобольок, Татарок-Тым, Томск (или Ачинск) ^Енисей (из-за воло- киты с этой короткой линией Госпар и Комсеверпуть каждую осень калечат свей флот »а трудных каменистых подступах к Красноярску),. Тайшет-Лена, Мая-Аян, Ха- баровск-Советская гавань. Большинство этих линий включено в пятилетку, необхо- димость их никем не отрицается, но они... не строятся. «Комиссия содействия» могла бы принести большую пользу делу освоения севера, если бы занялась пропагандой стро- ительства хотя бы некоторых из этих пу- тей; однако, газеты и журналы продолжают заполняться проектами «магистрали трех океанов». В «Жизни Сибири» (М 9-10, 1930 г.) тов. И. Серебряков поместил статью: «Оке- анский ж.-д. путь и схема ж.-д. строитель- ства на севере Сибири», в которой 'излага- ется, но словам автора, «19-й вариант Ве- ликого северного пути». В одном из преды- дущих номеров того же журнала, т. Сере- бряков поместил статью, в которой выска- зался за постройку дороги Тайшет-А ян, проект которой, в несколько измененном ви- де, был предложен ОВ.-С. Крайпланом и, су- дя по сообщениям печати, принят Госпла- ном. Эта статья была напечатана «Жизнью Сибири» — «в порядке обсуждения». Статья же об «Океанском пути» напеча- тана без каких-либо редакционных приме- чаний.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2