Сибирские огни, 1931, № 2 - 3

Кузбасс тем, что в Кузбассе 400 миллиар- дов тони угля, а в Караганде — 8-10, нель- зя: 10 и 400 миллиардов одинаково не- жсчерпаемы до конца столетия. Таким об- разом, для обеспечения развития Кузбасса, водный путь На Урал приобретает не толь- ко подсобное значение. Лозунг «груз на воду» должен быть осуществлен прежде всего на реках Сибири, бедной железно- дорожными путями. рокруг этого важнейшего вопроса, у са- мой колыбели «Сибводстроя», уже началась «вечная ведомственная война» речников и жел.-дорожников. Ведомственная узость и ведомственные распри должны быть беспо- щадно искорены. — Зачем, — говорят, — новый водный путь, когда горняки на лето уходят в дерев- ни) и добыча угля в Сибири падает? Если так было в аграрной Сибири, то так не будет в Сибири аграрно-индустриаль- ной. Летняя добыча, при создании водного выхода для угля, не будет падать. Кроме того, водой будут перебрасываться зимние запасы, накапливаемые в расчете на вод- ный путь. По подсчетам ияж. Креслова, тонна угля, доставленная смешанным водно-железнодо- рожным путем в Магнитогорск, обойдется дешевле на 37 к, той же тонны, достав- ленной прямым железнодорожным сообще- нием. Подсчет сделан на основании сущест- вующих тарифов, по крайней мере в десять раз более высоких, чем те американские тарифы, о которых сообщает т. Талицких. Если мы догоним в этом отношенвп Амери- ку всего лишь на 50 проц., то стоимость переброски тонны угля от Щегловска и Прокопьевска, до Тобольска (2500 к.тм .) будет равна 1 р.! Надо осуществить смешанную водно-же- лезнодорожную переброску угля на Урал уже в навигацию текущего года, использо- вав ветку на Томск, где начинается боль- шоп фарватер Томи. Этот уголь весной можно подать в Тюмень, что уже было до- стигнуто в 1916 г., а в межень к Тоболь- ску, выгрузив его на левый берег Иртыша, К этому пункту должна подойти дорога Тавда-Тобольск, длиной немного более 150 клм. Эта дорога, включенная в пяти- летку. совершенно необходимая для города Тобольска, большого северного центра, не- обходимая для переброски карского импор- та на Урал, в свете разрешения водного пути из Кузбасса приобретает первоочеред- ное значение. Ее необходимо построить летом .1931 г. Короткая ж. д. линия: Тавда — левый берег Иртыша против Тобольска, интерес- на и в разрезе тех вопросов, которые по- ставлены проектом «Великого северного пути». С проведением линии Тавда-Тобольск при условии столь же короткого спрямле- ния пути (Туринск-Алапаевск) получится сплошная широтная магистраль от Ленин- града до Иртыша, с выходами ц на Москву и на Котлас. Таким-образом задача соеди- нения большого фарватера Оби (Иртыша) с Ленинградом, Москвой, Котласом достига- ется постройкой не 4.500, а 150 км. рель- сового пути. Тобольск станет в ближайшем будущем крайней восточной станцией северной ма- гистрата. Сибирский генплан ставит во- прос о продолжении этой магистрали на восток. Если исходить из принятого Госпланом положения о необходимости железнодорож- ного выхода к Охотскому морю, то и сле- дует наметить продолжение северной ма- гистрали через Тобольск, придерживаясь кратчайшей линии, пересекающей «Щеки» на Енисее, ж западному краю широтной части Ленской дороги (в районе Витима или Олевмияска), которая должна быть висгрое- на раньше указанного продолжения север- ной магистрали. Этот путь, длиной всего одо.то 3.000 клм. (без Ленской дороги) не представляет собой ничего «великого» для Советского Союза. Он будет построен после того, как заработают наши металлургиче- ские гиганты. Этот путь соединит действи- тельно кратчайшей линией Охотское по- бережье и Якутскую АССР с центром, со- единит большие фарватеры Иртыша, Оби. Енисея и Лены, даст новые выходы к пор- там Дальнего востока. Проект, выраженный в сибирском ген- плане, намечая продолжение северной ма- гистрали, привязывает ее к Томску и Ени- сейску, т.-е. ведет магистраль по ломаной линии. «Направление, (северной магистра- ли) отчасти предопределено начавшейся уже постройкой в первом пятилетии уча- стка Томск-Енисейск», — говорится в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2