Сибирские огни, 1931, № 2 - 3

одним из наиболее ярких, наиболее блестя- щих завоеваний последних лет. В Карском море это завоевание достигнуто путем пла- новой социалистической организации, при- ведшей, в союзе с наукой, к окончатель- ной победе. Северный морской путь от- крыт. Этот путь, с гораздо большим пра- вом, чем всякий другой, может быть наз- ван великим, потому что, кроме океана, в его систему входят «30.000 клм. судоход- ных и 28.000 кл. сплавных рек». Разви- тие Северного морского пути упирается, прежде всего, в недостаток флота, речного и морского. У этого флота должны быть сильные машины и крепкие скулы. Северный флот, а не северная железио- дорож.ная магистраль, является задачей первой пятилетки. I Выход на Урал Инженер Креслов, начальник «Сибвод- етроя», призванного разрешить проблему водного транспорта между Кузбассом и Уралом, начал свое сообщение со справки, что к оборудованию этого водного пути сле- довало бы приступить три года назад. — Планировка водного транспорта бы- ла вредительской планировкой, — заявил тов. Креслов. —- В прошлом году прави- тельственное задание по водному транспор- ту было выполнено на... 3 проц.! В числе многочисленных средств, служа- щих для сооружения дымовой завесы во- круг проекта «обхода Карского моря», од- ним из наиболее дымных является утверж- дение сторонников «Великого Северного пу- ти», что именно этот путь разрешает во- прос , смешанного, железнодорожно-речного транспорта Кузбасского угля на Урал. До- статочно взглянуть на карт)', чтобы убе- диться в противном. Линия Атлым (213 км. ниже устья Иртыша) — Котлас, пересекает Урал в северной его части, далеко ие толь- ко от Магнитной, но и от горы Благодати, в той части Урала., где по имеющимся дан- ным найдены пока что не железные руды, а как раз тот же каменный уголь, нефть. Лес соединяется с лесом, уголь с углем. Кто же будет строить такию линию? Если исходить из принципа использова- ния пути для угля только вниз по течению, следовало бы остановиться на проекте жел. дороги: устье Иртыша — Надеждинский завод. Подобная линия будет построена; но не она является задачей дня. Поднять уголь вверх по тихим плесам выгоднее, чем везти но железной дороге. Сибводстрой ставит задачей осуществить сплошной водный путь: Кузбасс — Урал и затем соединить Иртыш с Камой каналом. Канал приобретает большое значение для Сибири прежде всего тем, что по нему ре- ки Сибири получат флот с европейских вер- фей Союза.. Основные участки водного пути на Урал — Обь и Иртыш до Тобольска — пред- ставляет собой естественные водные «сверх- магистрали», многоводные во всякое время навигации, равной 6-ти месяцам. Пропуск- ная способность этих рек неограничен!. Другое дело Томь, пересекающая Кузбасс, и притоки Иртыша, охватывающие Урал. Эта реки нуждаются в шлюзовании. Сиб- водстрой предполагается закончить обору- дование всего пути в три года. Выход на Урал для Сибирского угля яв- ляется первоочередной, важнейшей зада- чей. Тов. Эйхе в своем последнем выступ- лении в «Правде» говорил, что к концу пятилетки Урал потребует 17 милл. тонн угля. Из них Караганда сможет дать, по словам т. Эйхе, 2-3 миллиона) Принимая во внимание остальные грузы, получим на подходах к Новосибирску 20-25 м. тонн к 1933 г. «Размеры предположенного гру- зооборота, — констатируют авторитетные источники, — являются наивысшими не только в Союзе, но и за его пределами». Для того, чтобы справиться с таким не- виданным грузопотоком, НКПС намечает ряд мероприятий, в том числе автоблокиров- ку и электрификацию всего пути от Куз- басса до Урала. Однако, полностью эти ме- роприятия смогут быть осуществлены, по мнению авторов, к середине второй пята- летки. Особенно тяжелое положение может создаться на железнодорожных узлах, тре- бующих громадного строительства, до сих пор не имеющего даже проектов. При этом надо помнить, что чисто желдорожяое решение Урало-Кузбасской проблемы будет создавать постоянный перевес в пользу Ка- раганды, лежащей вдвое ближе к Магни- тогорску, чем Кузбасс. Аргументировать за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2