Сибирские огни, 1931, № 2 - 3

«Мы мс можем допустить внедрения в массы мысли, что на Северном морском пути, только экспортной тропинке исклю- чительно одного сырья, может быть по- строена. экономика всей северной Сиби- ри», — вещает В. М. Воблый, — «а тем более, что ежегодное осеннее (?) рискован- ное (?) паломничество (?) небольшой (?) флотилии судов, руководимых радиостан- циями и поддерживаемых ледоколами, мо- жет заменить мировое начинание Великий северный путь». Далее В. М. Воблый ув,еряет, что «мор- ской путь через Царское море... не только не об'единяет колоссальные части одного и того/же государства, разделенного барь- ером Урала, но до некоторой степени уста- навливает между ними рознь, например, возможная конкуренция лесов европейско- го севера и Сибири и т. д.». . Каким образом вложение десятков, а в скором времени сотен миллионов золотых рублей, в валютный фонд социалистическо- го строительства СССР, МИЛЛИОНОВ получае- мых от сибирского экспорта Сев. морским путем, может вызвать «рознь»? Приведен- ный отрывок из выступлений В. М. Вобло- го представляет своего рода «перл» про- фессорского непонимания сущности социа- листического строительства, вместо которо- го подсовывается частно-капиталистиче- ское понятие i«конкуренции». Доводы В. М. Воблого вполне соответствуют доводам бла- женной памяти тобольского воеводы князя Куракина, добившегося в свое время за- крытия Северного морского пути и царско- го повеления торговать с Сибирью только через Двину и Печеру. К сожалению эти профессорскочвоевод- ( кие доводы Широко повторяются нашей печатью. Северный морской путь называет- ся не иначе, как «тропинкой» и «форточ- кой». В особенности отличается i«Вечерняя Москва». С одной стороны Карские экспе- диции изображаются этой газетой в самых героических тонах. Доблестные моряки, пруЩие сквозь невероятные льды, не схо- дят со страниц газеты. Надо покончить с этой дохлой романти- кой! Никакого «геройства» для путешест- вия с Карской экспедицией не требуется. Льды побеждены, вернее обойдены, не ге- ройством. а наукой, техникой, социалисти- ческой организацией. Советские и ино- странные моряки, ведущие торговые суда в Обскую губу и Енисей, чувствуют себя в большей безопасности, чем в открытом оке- ане. За последние годы в Карском море не было ни одной серьезной аварии, если не - считать гибели двух зверобойных шхун, наткнувшихся на рифы у пустынных бе- регов Таймыра. Оба крушения никакого от- ношения к карским торговым операциям и льдам Карского моря не имеют. Они свиде- тельствуют лишь о недостаточных темпах гидрографических работ в Карском море. Фельетонист «Веч. Москвы» Ал. Моров пишет: к<Только на запад через Карское море, раз в год открывается из Ледовитого океана форточка в мир. Значит реки не дают ничего для освоения края, для воз- никновения в нем промышленности». 'Г. Равов, также упомянув «форточку», про- должает: «лес, пушнина, рудоископаемые должны большую часть года лежать без движения и ждать кратковременной нави- гации». Утверждать, что ,«реки ничего не дают» значит не только противоречить лозунгу —груз на воду, п о и я в н о с и о с о б- с т в о в а т ь в р е д и т е л ь с к им ус- т а н о в к а м в области водного транспор- та. Ставить же в один ряд лес и пушнину но меньшей мере безграмотно. К сведению Т. Равова: пушнина никогда не шла за границу Северным морским путем. Пушни- на вообще никогда не «лежит» и не нужда- ется, особенно, в путях сообщения. Она идет на рынок на самолетах, гужем, на спине человека. Лес же лежал и будет ле- жать в ожидании навигации. Красноярский экспортный лес, например, и при наличие железной дороги, всегда шел и будет игга через Карское море, а не через Мурманск. Навигация в Карском море коротка. Это конечно, .неблагоприятное условие; но реки, впадающие в Карское море, Обь п (Енисей, представляют собой не «форточку», а вели- чайшие в СССР транспортные к<ворота». Открытия этих ворот на три месяца вполне достаточно, чтобы выкинуть на внешний рынок и отчасти в северо-европейскую часть Союза все, что могут дать для них бассейны этих рек. Полярная навигация, большое грузовое судоходство в полярных морях, является

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2