Сибирские огни, 1931, № 2 - 3
ВИВИАН ИТИН < „Художественный проект 4 ' и задачи дня (Окончание 1 ) В ряде событий, которые обеспечили в последние годы развитие Северного морско- го пути почти в геометрической прогрессии, крупнейшим является открытие и создание Игарского порта. Игарская (Самоедская) протока находится в 750 километрах от устья, вверх по течению Енисея, т.,-е. да- леко в глуби материка. Протока представ- ляет собой естественный, лучший в мире, речной порт доступный по глубинам самым большим морским грузовикам. В ста кило- метрах от порта лежат знаменитые Ко- рейские графитовые рудники. Недалеко, по нижнему течению Нижней Тунгуски, най- дены мощные залежи камепного угля и др. полезных ископаемых. Этим углем Сибирь будет снабжать весь Европейский север СССР. Северный морской путь нельзя рассмат- ривать. как путь исключительно экспорт- ный. Уже ставятся вопросы о вывозе хле- ба и угля' в Мурманск и Архангельск, о ввозе мурманских апатитов и цинковых руд Вайгача. Только недостаток речного и морского флотов препятствует немедлецно- Uу осуществлению этого, обмена. Игарскиц порт будет развиваться анало- гично развитию Архангельска на европей- ском севере. Раньше сибирский лес приго- товлялся для экспорта за тысячи километ- ров от морского порта. Бревно шло на ле- сопильный завод, доска поступала на бе- пег, с берега на баржу, с баржи на борт морского парохода. Теперь плоты идут до Игарки сплавом, лес перерабатывается V См. „Сиб. Огни" J» 1. игарскими лесопильными заводами. пило- материалы с биржи завода поступают пря- мо в трюмы морских пароходов. Сейчас * порту уже работают около .4000 человек. В 1931 г. намечено перебросить 15.000. Се- вер уже индустриализируется. Он вовсе не представляет собой той «спящей красави- цы», которую способны разбудить только принцы «Великого северного пути», с по- мощью железнодорожного жезла; но то, чтэ сделано, далеко недостаточно. Общественное внимание вокруг социа- листического строительства на севере' не мобилизовано или отвлечено в сторону. На карте пятилетнего плана, выставленной па одной из центральных площадей Москвы и'* распространенной в ряде изданий, фигури- рует дорога Сорока-Котлас, которая не бу- дет построена в первую пятилетку, и от- сутствует Игарский порт с его четырьмя строящимися и уже действующими завода- ми, не говоря о консервных, графитовых и др. крупных предприятиях севера. Пятилетка Комсеверпути финансирует- ся, безусловно, недостаточно. Уже сейчас помечается ряд прорывов, которые должны быть ликвидпр(?ваны, которыми должна за- няться наша печать. 500.000 тонн грузо- оборота Северным морским путем к концу пятилетки, 5.000.000 т., намечаемые ген- планом, должны быть осуществлены. В отвлечении внимания от больших за- дач, связанных с Северным морским путем, продолжает активно участвовать «Комиссия содействия сооружению Великого северног* пути».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2