Сибирские огни, 1931, № 2 - 3

Коксовая № 1 будет комплексом шахт. Коксовая уже сейчас имеет четыре вы- хода на поверхность: Скиповая шахта, Клетьевая шахта, Наклонная шахта и Нуле- вой квершлаг. Квершлаги Скиповой проходятся на горизонте 50 метров, Клетьевой — 100 мет- ров. Нулевой квершлаг начинается на уровне железнодорожных путей и уходит в сопки длинным, бетонированным туннелем на тысячу метров. Наклонная шахта — шахта вентиляционная. Она не будет иметь под'ема- Уголь из этой шахты будет транспортироваться через Нулевой квершлаг. Клетьевая шахта проходится сразу на глубину двух горизонтов, чтобы иметь возможность впоследствии углублять ствол Скиповой снизу. Через Клетьевую шахту уголь выдаваться не будет. Но ее стволу будут опускать и поднимать людей, леоомате- [Шлы и инструменты. Под'ем в Клетьевой делается обычным: две клети — платформы. Совершенно иной способ под'ема будет на Скиповой нщте, назначение которой только выдавать уголь. Грубо схема работы Скиповой шахты такова. Но квершлагам электровозы будут подвозить уголь к рудничному двору и ссыпать в бункера, расположенные в особых камерах, ниже горизонта квершлагов. Бункера — это воронкообразные храни- лища угля емкостью по 50 тонн. Их будет два. Скип — громадная железная коробка, вместимостью 8 тонн, т.-е. Полвагона угля. В стволе будут подниматься и опускаться четыре скипа. В тот момент, когда скип доходит до бункера, он нажимает особый механизм, который открывает бункер- Скип наполняется углем, бункер автоматически закрыва- ется, а скип стремится наверх. Наверху, опять-таки механически, скип опрокидыва- ется и уголь целым рядом механизмов транспортируется в вагоны. Каждую минуту из Скиповой шахты будут подниматься два скипа. Каждую ми- нуту Скиповая будет выбрасывать вагон угля. 60 вагонов в час. Когда я стараюсь представить будущую Коксовую шахту, — я неизменно вижу ее вулканом, извергающим черный, блестящий каменный уголь. В Шахтстрое я беседовал с пожилым горным техником Карповым. Он говорил о Коксовой, как""? своей возлюбленной. Когда он развертывал передо' мной чертежи и планы будущей шахты-гиганта, казалось, что он священнодействовал. Горный техник, влюбленный в только еще рождающуюся шахту, сообщил мне, что Клетьевую проходят исключительно германские специалисты. Но кроме того, что фамилия главного инженера на Клетьевой — Цифельд, и что «работа германцев за- служивает одобрения», он мне ничего не сообщил. Но когда я был на Скиповой, то уже знал, чем мне вызвать на откровенность инженера Корсак. — Скажите, — начал я с невинным видом, — почему германцы вас обогнали;' — Кто вам сказал такую глупость? — вспыхнул инженер. Договор" на соревнование между советскими инженерами и иностранными специа- листами заключен не был. Но это не мешает им соревноваться и ревниво следить друг за другом: «не обогнали ли?». В лице инженера Корсак я задел самолюбие коллектива строителей Скиповой шахты. Он немедленно вооружился сметами, сводками, графиками, он залил меня по- током цифр и технических терминов: — Правда, Клетьевую начали на шесть месяцев позднее Скиповой. Правда, они углубились на сто пятнадцать метров, а мы на восемьдесят пять. Но это не означает, что мы отстали. Попробуйте сказать это нашим рабочим, они вам покажут... Мы про- шли меньше, но у нас забетонирован весь ствол и полностью закончена армировка. На Клетьевой не сделано ни то, ни другое. Но это еще не все. Работы у нас и на Клетьевой ведутся в разных условиях. Во-первых, на Клетьевой с самого начала все работы механизированы, а мы двадцать процентов бурения и бетонирования выполни-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2