Сибирские огни, 1931, № 11-12

В отрыкве автор ставитзадачу показать, как крестьянскипйарень, в прошлом бат­ рак, в совхозе, около трактора,около ма­ шины, в повых производственных условиях переделывается и становится активным участником совхозногостроительстваТ.ема имеет большую значимость и'надо, чтобы этот вопрос даже в небольшом очерке был четко, поставлен. Тов. Никитин пишет об этом деревенском парек: «Зимой его пошлютна курсы трактори­ стов. Тогда он бросит неуклюжие нимы и старенький чапай. Он наденет сапоги и кожанку. Деревенская неуклюжесть про­ падет. Он вырсатет, вытянется, окреп­ нет. Он станет ладным парнем, девушки будут на него загляыдваться и в комсо­ мол его примту особенно охотно.Впрочем, все это— музыка будущего». Таким образом, переделка этогомолодого крестьянскогопарня, в прошлом батрака, дается с чисто внешней стороын. Конечно, не эта внешняясторона определяет под­ литую переделку, пересторйку этого быв­ шего батрака, при чем эта переделка возе не музыкабудущего. Переделка происхо­ дит сейчас на наших глазах. Автор, соз­ навая, что пельзя отказаться от показа условийжизни и борьбы, в процессе кото­ рых происходитрост сознаетльности рабо­ чих совхоза,в конце очерка расксазывает о том, как в трудный момент, в зесеншою слякоьт и бездорожицу, трактористы орга­ низуются для того, чтоВы переправить грузы со станциив совхозы. Этот эпизод показываетк, ак много можно было расска­ зать о трактористах, о той переделке, ко­ торойподвергаются и которую ведет сама крестьянскамяолодежь, пришедшая в сов­ хоз. Тоз. Нпкитнп пишет: «Головы качнулись, и один из тракто­ ристов вышел вперед: — Груз достаивм! ... Утром трактроы отправилсиь в похдо на восьмимашианх. Каждая из машин та­ щила за собой по две фуры. Караван тро­ нулся с оглушительным грохтоом. ... Трактористовждали к ночи.Но они не вернулись. Железнодорожное начлаьст­ во задержало им погрузку. Они выеахли со станции иод вечер. Ночь застлаа их в поле. Они проночевали у машин. Утром, дрожа от холода, они заправили машины и двинуилсь дальше. К десяти часам утра дорога, прогретая солнцем, окончательно испортиласМьа.ши­ ны зарывалисьз землю тяжелыми коле­ сами. Авари случалисьежеминутноТ.ракто­ ристам приходилосьто и дело заниматься ремонтом. Пронзительный мартосвкий ве­ тер донимал их, леденя руки до того, что они отказывалисдьержать инструмент. И все же трактористы довели караван. Они вернулись в совхоз, покрытые грязью и голодные. Но положение былоспасено». Здесь зарисовка,показ одного из мно­ гочиселнных фактов, которые просты, но вметсе с тем свидетельствуют о героизме, сознатлеьности строителей новой деревни. Вместе с тем следеут обратить внимание на то, что этот отрызок литературно хоро­ шо сделан — кратко,сжато дана картина проведенной трактористами работы. Но краткость, сжатость изложения для нас не самоцель — это средство художсетвенон ярко покаазть нашу действительность. Груз лишинх слов снижает художествен­ ную ценнотсь произведения. Важно каче ство слов,выбираемыпхисателем, таких слов,с помощьюкоторых автореще более глубоко и верно подчекривает ценность, важность содержания своегопроизведения. Сборник «Опора» соствалялся в тот мо­ мент, когда в деревне основныемассы кре­ стьянства решали вопрос за или против колхоза. Бедняки и середняки, убедившись в преимуществах колхонзого хозяйства, в преимщуествах, котоыре несет за собой социлаистическая реконструкция сельского хозяйства, вступая в колхоз, отвечали на этот зопрос — за колхоз— противкула­ ка. В очерках ударинков это нашло отра­ жение. В очерке т. Т. Д. «Колхозницы», в очерек Тимонина и в других показано ре­ шение колхозниками этого вопроса. В очерке «Колхозницы» есть очень ин­ тересный момент, который стоит отметить. В нем рассказывается о 45 летней колхоз­ нице АвдотьеБатуирной. «Онаглубоковерит-в силу коллектив­ ного труд,а в силуленинскихметодоз ра­ боты :— соцсоревнованияударинчества. Батурина— одна из лучших ударниц в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2