Сибирские огни, 1931, № 11-12
В отрыкве автор ставитзадачу показать, как крестьянскипйарень, в прошлом бат рак, в совхозе, около трактора,около ма шины, в повых производственных условиях переделывается и становится активным участником совхозногостроительстваТ.ема имеет большую значимость и'надо, чтобы этот вопрос даже в небольшом очерке был четко, поставлен. Тов. Никитин пишет об этом деревенском парек: «Зимой его пошлютна курсы трактори стов. Тогда он бросит неуклюжие нимы и старенький чапай. Он наденет сапоги и кожанку. Деревенская неуклюжесть про падет. Он вырсатет, вытянется, окреп нет. Он станет ладным парнем, девушки будут на него загляыдваться и в комсо мол его примту особенно охотно.Впрочем, все это— музыка будущего». Таким образом, переделка этогомолодого крестьянскогопарня, в прошлом батрака, дается с чисто внешней стороын. Конечно, не эта внешняясторона определяет под литую переделку, пересторйку этого быв шего батрака, при чем эта переделка возе не музыкабудущего. Переделка происхо дит сейчас на наших глазах. Автор, соз навая, что пельзя отказаться от показа условийжизни и борьбы, в процессе кото рых происходитрост сознаетльности рабо чих совхоза,в конце очерка расксазывает о том, как в трудный момент, в зесеншою слякоьт и бездорожицу, трактористы орга низуются для того, чтоВы переправить грузы со станциив совхозы. Этот эпизод показываетк, ак много можно было расска зать о трактористах, о той переделке, ко торойподвергаются и которую ведет сама крестьянскамяолодежь, пришедшая в сов хоз. Тоз. Нпкитнп пишет: «Головы качнулись, и один из тракто ристов вышел вперед: — Груз достаивм! ... Утром трактроы отправилсиь в похдо на восьмимашианх. Каждая из машин та щила за собой по две фуры. Караван тро нулся с оглушительным грохтоом. ... Трактористовждали к ночи.Но они не вернулись. Железнодорожное начлаьст во задержало им погрузку. Они выеахли со станции иод вечер. Ночь застлаа их в поле. Они проночевали у машин. Утром, дрожа от холода, они заправили машины и двинуилсь дальше. К десяти часам утра дорога, прогретая солнцем, окончательно испортиласМьа.ши ны зарывалисьз землю тяжелыми коле сами. Авари случалисьежеминутноТ.ракто ристам приходилосьто и дело заниматься ремонтом. Пронзительный мартосвкий ве тер донимал их, леденя руки до того, что они отказывалисдьержать инструмент. И все же трактористы довели караван. Они вернулись в совхоз, покрытые грязью и голодные. Но положение былоспасено». Здесь зарисовка,показ одного из мно гочиселнных фактов, которые просты, но вметсе с тем свидетельствуют о героизме, сознатлеьности строителей новой деревни. Вместе с тем следеут обратить внимание на то, что этот отрызок литературно хоро шо сделан — кратко,сжато дана картина проведенной трактористами работы. Но краткость, сжатость изложения для нас не самоцель — это средство художсетвенон ярко покаазть нашу действительность. Груз лишинх слов снижает художествен ную ценнотсь произведения. Важно каче ство слов,выбираемыпхисателем, таких слов,с помощьюкоторых автореще более глубоко и верно подчекривает ценность, важность содержания своегопроизведения. Сборник «Опора» соствалялся в тот мо мент, когда в деревне основныемассы кре стьянства решали вопрос за или против колхоза. Бедняки и середняки, убедившись в преимуществах колхонзого хозяйства, в преимщуествах, котоыре несет за собой социлаистическая реконструкция сельского хозяйства, вступая в колхоз, отвечали на этот зопрос — за колхоз— противкула ка. В очерках ударинков это нашло отра жение. В очерке т. Т. Д. «Колхозницы», в очерек Тимонина и в других показано ре шение колхозниками этого вопроса. В очерке «Колхозницы» есть очень ин тересный момент, который стоит отметить. В нем рассказывается о 45 летней колхоз нице АвдотьеБатуирной. «Онаглубоковерит-в силу коллектив ного труд,а в силуленинскихметодоз ра боты :— соцсоревнованияударинчества. Батурина— одна из лучших ударниц в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2