Сибирские огни, 1931, № 11-12
В зиму тридцатого года, когда январскиеморозы, как лучинураскалывали кам ни, солнечным искристымднем понаехали на зимовье люди. И уж через несколько дней застучалитопроы, запели пилыв ближайших, завален ых снегом падях. В трохмегровотйолщине снега по речке Ташилге люди мяли дорогу. Метр за метром отвоезывалиу заметенной снегом тайги путь к вершине Ташилги в горе Каптау. После морозных дней загудела тайгаметелями. Снег заметал проторен ый путь, люди не сдавались, шли вперед. Был нолучен боевой приказ: поставить на гореКап- тау, где летом была найдена руда, бурильынй станок. И когдабыла промята дороаг, был проложен 20к- мломстровый путь через тайгу, привезли бурильный станко, люди нарушили сон укутанной в снега тайги.В одиниз дней тревожнозачакали белки в кедрачах Каптау. По горе, спускаясь по лесистому склону з глубокую падь, стлалсясиний дымок л ритмичные шумы мотора гулко разрывали морозный день. На горе Каптау,на заданной первой скважине, запела буроваядрель. □ □ Тепреь, на месте прежнего зимовья, выстроены два двухэтажных дома, амбар, конный двор, пекарня. Избенка Сабсыгагаева приткнулась сбоку к дому конторы. Миновали безлюдные дни зимовья Ноднорожного. Прихоядт лодки, уходят. При ходятиз разбросаннхыпо тайгенаргнй караванывьючных лошадей за запасом', приез жают с гор «вооруженные до зубов» изыксатели. Вечерами, когда из тайги плывут по Мрас-су густые осенниетуманыи затихает дневной шум, — радист базы устанавливаетна улице громкоговоритель коротковолно вика. И далеко по тайге, по реке несутся звуки музыки,словадокладов, будявечер нюю тишь, перебивая шум бушующего в недалеве большого Мрасвогопорога. Идолго за полночь в одномиз окон,в комнатке, гдеживут магнитометристы, го рит огонь.Здесь до поздней ночи, иногда до рассвета сидятлюди и сложными лога- рифическими вычислениями «прощупывают» недра гор, прорабатываясводки работ, привезенные разедчикамн из раскиаднных по тайге ударныхотрядов. □ □ ... Туманныйосенний вечеропусаклся над базой. По берегуреки у раскинутых палатокгорели костры приехавших с горлюдей. В этот вечер услышал я от молодых ипженеров-магнитометристов Огородникова и Соболева рассказо первых днях прихода изыскателейв горнюу тайгу. Сейчас, когда междутеми днями легли месяца, люди спокойно,смеясьр, ассказы вали о героике наших социалисчтиескихбудней. ... Стояли дождлизые, холодные дни раней весны. Для от’езда на работыпартии собрлаись в Кузнецке. Нужнобыло пройтина лодках 150 километров в верх по Мрас-су. Опытпыхлоцманов не было. Пошли одни, никогда не ходивише на шестах в верхпо реве люди. Бурное теченеивесеннивход нескоьлко раз захватывалво свои стремительныебуруны тяжело загруженнылеодки. Выбиваясьиз сил, люди двигались вперед. Но гланвые трудностибыли впереди. Это неукротимыйсв,ирепыйв бегегроз ныйрезун большой Мраеский порог. Мрас-су — единственныйпока путь для переброскигрузов в южные райноыШо рни. Это большой водный тракт, но с трудноделимым препяствием на пути. У боль шого семикилометрового порогапроихсодит перегрукза, люди перетаскиваюгртузы на себе. Вдоль порогано каменистым сбросам бежит,черзе многотоннывеалуны,трона, те круто взбегаевтверх,то падате зниз к ревущим бурунма порога. Тяжле семикилометровый путь. Я виделлюдей, перетаскивающих грузы. Это бы ли шорцы.Тяжелосогнузшись, люди карабклаись с грузом за плечами по скалистой тропе, прыгали с камня на камень, рискуя на каждом шагу сорваться в водоворопто рога. Каждый пз них должен былне мене трех раз проделать этот тяжелый и опасный
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2