Сибирские огни, 1931, № 11-12

успел уже овладеть вниманием собрания. Он говорило том, что доклад товарища Грекова не принадлежит в числутех докладов, котоыре можно выслушивать с акаде­ мическим бестрастием. Совесткие ученые должны рассмтаривать свою работу как участок социалистическсотгрооительства. Лишь при этом услови они будут совет­ скими не толькопо названию,но и по существу. — У нас, — говорилораотр, — имеетсядовольно значительаня группа уче­ ных, котореы горделиво считают себя представителями чистой, внеклассовонйауки. Они рассуждают, примерно, так: мы являемсягражданами Советской России, какта­ ковые, мы признаем ее власть. Но коль скоромы переступаепморог своейаудитории, мы становимся учеными, далекими от интреесов всяческой политики. С нашей точки зрения теория внекалс овой науки являтеся одной из наиболее вредных иллюзий. Мы яростно с ней боремся,потомучто подобные иллюзии мешюат включению работ­ ников науки в социалистическсотероительство. Под влиянием этой иллюзии некото­ рыеиз работнкиов науки начинают думать так, что они существуют сами по себе, а социалистическсотероительство существует само по себе. Теориявнекалссовойили чистой науки вредна потому, что она оправдываетотрыв науки от практики. В на­ стоящеевремя каждому пионеруизвестно, что грандиозный план социалистического строитлеьства покоится на фундаменте строго вывреенныхнаучныхданных. Осу­ щетсвление этого плана связано с разрешением ряданаучных проблем колсосальной важонсти. Отсюда ясно, какой ущерб был бы нанесен социалистическосмтруоитель­ ству, если бы наша наука стала его саботировать. Оратор вскинулруку: — Еще одно замечание, — когда наука отрывается от практики, *-— этот от­ рыв вреден не тольок для практики, — он вреден и для науки. Вот небольшой при­ мер: во зремя войныГермания, какизвестно,была отреазна от всего мнра. Несмотря на это, Германия сумела весьмапродолжительное время продержатьсяпроитв всег мира. Одна из главныхприичн стойкости Германии — это мощная деятельностнье­ мецкой науки, котораямобилизовала себя на сто процентовУ. немцев не было, нап­ ример, нефти.Нам известнотепеьр, какоеогрмо ное значениеимела нефть в мировой войне. Как же немцыобошлисьбез нефит? Войнапризвалана помощьсинтетическую химию. Немецким ученымудалось получить нефть из каменного и бурого угля. Встав на службу практкие, наука необычайнообогаитлась. В нашем примере, в результате практической деятлеьности ученых, призванныхобслуживать военную промышлен­ ность, можно отметить превосходную разрбаотку всех процессов полуокксования. На рядус открытиемспособа добываниянефти из каменного угля, можно было бы от­ метить разработкуметодов окисленияпарафина в целяхполучения из парафина ис­ кусственных жц£Ов. Все эти достиежния обуслволенытем, что наука тесно сзязлаась с практикойК.онечно, нашпример очень условен'. Практика войны не можте быть сравннеа с практикой социалистическою строительства. Связь науки с практикой со­ циалистического строительства — неразрывная и жизнненая связь, — дает нам правогордиться нашей наукой н нашими учеными. Сухойтреск аплодисментов прокатилспяо залу. Юноша повернулся и, глядя под ногп, медленно сошел с трибуны. Профес ор Брюн наклонился к профсесоруКроту, наполяня его уши свистщяим шепотом: — Вто мой новый ассистент, — из комсомольецв, знаете!.. — Он не плоох говорит—, прошепталв огзет професор Крот, — очень убеж­ денно и логикиу него досатточон. — Говорить-то онп умеют, — совесм тихо „прошелестелпрофессор Брюн, —- говорить-то они умеют, а вот на работе как! — А вы его испытали? — непрвиетливо спрсоил профессорКрот, заглядывая в одутловатоелицо собеседника.Миролюбие, вызванноетем, что он долго не видел про­ фессора Брюна, уже улетучилось. Гниолстный рот профессораБрюна вызвал у него

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2