Сибирские огни, 1931, № 11-12
да учебы в институе, затемдва года аспиратнуры, затем ассистентство, — младше« в старшее. В конце этого длинного пути величественно возвышалась «кафедра». «Профессор», «минреалоги»я и «кафедра» — были понятиянезыблемые. Теперь эти понятия колебнулись. Нина не смогла быоб’яснить, как это случилосьО.на не смогла бытакже об’яс- нить, что с ней произошло. Она почувствовала только, что все это, — и «минерал»- гия», и «кафедра», п «профессор»,—отодвинулось в бесконечное отдаление. В ту самую минуту, когда она подумала о том, что иней может повредить еоа- юзу,—в эту минутуона как будто услышалаотдаленый стук судьыб . Глава четвертая Изыскатели работали с утра до вечера.Серый песчнаиккрошился под равномер ными ударами ножей, солнце жглоим спп ы, горклая пыль набивалась в нос и уста лосьт заседлывала им плечи. Как-то раз в лагерь заявилисьпионеры. Внимательно осмотревраскопки, они попросилипрофес ора выделить две-рти мамонтовых костидля их безбожного музея. Профессор сказал, что разразнивать скелет нельзя. После этого он прочел прекрасную лекцию об ископаемыхи, в заключенье, предложил им принтяь участие в раскопках индрпкотерия. Выслушал его, пионерыв один голсо крикнлуи: — Мы не можем, мыработаем в совхозе, мы организовали бригады по уборке урожая. Профессор долго их уговаривал. Он говорли, что, работая на раскопкахо,пи уз нают, какбыла создана земля, и тогдастанут настоящими натуралистами. Настойчвиостьэтих уговроовНине показалась страннойд:ети не смогли бы при нести сколь-нибудзаьметной помощи, на обучениеже их пришлось бы затратить не мало времени. Можно было также опасаться, что они испортят не одну кость. Предпочтение, которое пионеры отдавали оозхозу, заметно обидело профес ора. Это было нетрудно понять. Пионеры не вышли ещеиз того возраста,когда маленький человек смотрит на мир восхищеыннмии любпоытными глазами. Предлагая им уча ствовать в раскопкахп, рофессор шел навстречу их естественой любознательности. Их отказпоказался ему дикпм. Он вероятно думал: — Созхоз?.. Но что такое совхоз по сранвению с каменной книгой тысячеле тий, которую он хотел перелистать перед ними... Детсвто профессоразатерялось в отдаленном прошлом. II все же онмогвспоминть себя в том возрасте, когда он собирал колекции жучков и бабочек.Если быемув то время предложили участвовать в раскопках животного,миллионы летпролежавшегво земле, он принял бы это предложение с неописуеымм восторгом. Отказ пионеров, несомненно, его огорошил. Нине было легче понять причинуэто го отказа. Ей даже ненужонбыло обращаться к воспоминаниям детства.На местепи онеров она постпуила бы точно также, какпостуипли они. Она чувствовала влатсь этой дикой земли, над которой грохотал бешепыйприбой работы. По ночам она подолгусидела у палатки, присулшиваясь к отдаленому топоту катерппллеров. Она смотрела в огненные глаза автомобильныхфар и ей тогдаказалось, что по земле ползаютчудовищныяещеры,о которых столь увлекательно говорил профессор Крот. □ □ Костя были огромыне и коричневые. После того, как их извлекали на повер хность, они проклеивались столярным клеем и облеплялись глиной. Погода не мешала работам. Дни стоялижаркие,глина затвердевала в виде урод ливой каменной бабы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2