Сибирские огни, 1931, № 11-12

бото этих гробокопателей. Я только хочу подчеркнуть—, вашаработанс ’первоче­ редная. Директор выхавтилиз кармана папироску и невесело засмеялся: — Прочитал вам целуюлекцию, — даже самому спатьзахотелось. Оп поднялся и приукрил от лампы. — Пора домой, — сказал он, запахивая плащ. — Нина Сергеевна, вещийы пришлете с тем парнем, котроыйдостваитвам доски. □ □ Нина сдза успеласбросить ботинкии краги:сон смял ее сразу, она упала на постлеь, как па дно омута. Сон был похжо па обморок. На рассвете волосыее повлажнели от холода. Она с усилиемраскрылгалаза. Has был ранний, палатка розовелав рассветной свежести, на стенках ее 'серебрился иней. Нина подумала о том, чтоиней можте повредитьпшенице, затем она вспмо нил* вчергшнийспор и сонотошелот нее. Она укрылась с голозойи поджала к живот» колени. Ъ деттсве, в минутыогорченийопавот также укутывалась в какую-нибудьшу­ бу и успоокение входило в ее тело вметсе с шубной Теплотой. Теперь этот жест был тольок привычкой, утратившейзначение. То, что она прежде всего подумала не об экспедиции, а о совхозе, удивило ее и вместес тем встревожило-. Опа была студенткойсельско-хозяйствен ого института и одновременно научно- технический сотрундицейпри кафедре минералогии и геологии. Она успелапривыкнуть к тоймысли, что гс- жизнь пройдет в тихом кабинете,теснозаставленном витринам» минералогических колекций. Было решено, что по окончании института она оста­ нетсяпри кафедре в качествеаспиранта. Газмыптлян о будущем, Пина отчетливо представлялазанятия со студентами, |а- боту в лаборатории и ученые заседания. В видениях будущего зимние дни были окра­ шены синим пламенем газовых горелок, наполняющисхвоим гудением дремотные сте­ ны минералогической лаборатории. Лето представало перед ней более яркими карти­ нами. Она видела синююширь заброшенной реки п паузок, медленно уносимый тече*- пнем, она видела ночнуютайгу, обступившую палакти изыскателей, она видела мяг­ кую линию гор и беспредельные пространства тундр. В се будущеме, поправками на современностьп,овотрялось прошлоперофессор» Крота.Изнего,—из этого будущего—были исключентыолькостихии ссылка.Но сти­ хи заменялись очерками, а ссылка — летними экспедци ями. Повторение это отражлаось даже на внешностиК.абинет профессора Крота был заполнен разнообразными вещами. Тут можно было узидеть и ржавую саблюсибирско­ го землепроходца, п бронзовуюгагаур тунгусских шаманов, и образцыостяцкого ор­ намента. Подражая профессору, Нина повесиална стене своей комнатытунгусский лук, купленныуй матросаКарскойэкспедициПио. дражание это было, в сущности, бессоз­ нательным, не зависящинмп от Нины, ни от профессора. Говоря как-то о лесе, профессор заметил, что процесс смены лесных поколений оченьпохожна процесс смены поколений человеческих. — Природа, — говорил он, — очень экономаня хозяйка. Молодая поролсь, встающая под дряхлыми деревья­ ми, повтрояет жизнненый цикл,тольок что законченнйымертвецами. Это замечание взволновало Нину. Она подумала о том, что вот он, профес ор Крот,потихоньку уходя в смерть,передает ей свои знаняи и опыт жизни. Со време­ нем опа займет сто место. Она будет профессроом минералогии и геологии и ©округ нее встанут молодые ученикиО.на передастим знания и опыт жизни и в предназна­ ченный час уйдте в небытие. Мысли эти были грустными и одновременно бодрыми. Во всяком случае, онивно­ сили очень большую ясность. Нина могла думать, что жизнь, ее определилась окончат тедьно. Чертеж будущего охватвыалдесять лет. Она знала, что ей предстоит трг го­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2