Сибирские огни, 1931, № 11-12

цены. Но вот приезжает в Козлушку для проведения переписи молодой парень — Митя Шершнев и остается там. С коелу- шанскими ребятами ходит на охоту, на рыбалку, а потом организует промысло­ вый колхоз, ячейку комсомола. По кулаку Сизову нанесем сокрушительный удар. 1 а- ежиый хищник — Ьелобородов отдан под суд. С каждым днем крепнет колхоз. По­ вое свежим ветром врывается в таежную заимку. С большими переживаниями мола, дежь преодолевает пережитки прошлого, она идет к культуре, к атеизму. Таково в основном содержание этого интересного и нужного романа. За последние годы издано довольно мно­ го «ниг о колхозном строительстве. В рас. сказах, очерках, повестях и романах, хо­ тя недостаточно полно и широко, но исе же отображена борьба бедняцко-середняц­ ких масс деревни под руководством пар­ тии за зерновые колхозы. Но да>самого по­ следнего времени не было ни одного худо­ жественного произведения о колхозном строительстве в промысловых районах. Пермитин первый взялся за выполнение этого пробела, показав в своем романе первые шаги по созданию прооысловых колхозов. Правда, шали эти не особенно широки, но ведь они-то всегда бывают трудными. Сама жизнь заставила козлу- шанскую молодежь создать промысловую артель в то время, когда в районе только начинались разговоры об этом. Она уви­ дела, что перед ней только два пути — в артель или в работники к Анемшдисту. Она устами Амоски заявила: — «В соци­ ализму, в большевицкай дух — без ника­ ких разговоров и на всех рысях». Впервые в художественной литературе на широком фоне охотничьих промыслов Пермитин показал классовую борьбу. Интересен путь одного да первостепен­ ных персонажей романа — Мокея. Он давно стоит за колхоз, помогает колхоз­ никам. Он согласен,, что на народе работа идет лучше — «устали не чуешь», что колхоз силен, но он пока не решается вступать. — «Я вот може пироги с харю- зами люблю, поудить, а там». Он бо­ ится — удастся ли ему удить, когда он будет в артели. Но вот он преодолел в себе душу собственника, пришел в артель, «молча вынул из-за опояски топор и мол­ ча принялся за работу». Но и при этом он еще говорил: — «може я только пытаю себя». Шли дни. Все глубже и глубже уходил в артельную работу Мокей. И вот он — председатель колхоза, крепкий пред­ седатель, хозяйственный. В романе нет ни одной романической истории, ни одной любовной сцены. Он развернут исключительно на показе клас­ совой борьбы. Некоторые элементы приключенчества (отдельные моменты на охоте, сцена в бак история с протфелем и т. л.) делают роман интересным и для юных читателей, особенно нуждающихся в художественной книге о современности. С большой любовью автор рисует чет­ кие портреты людей, идущих в новое, строящих колхоз. И, наоборот, каждая но­ вая страница об Анемподисте Сизове и Денисе Белобородове усиливает ненависть советского читателя к классовому врагу. С большим знанием дела, с художе­ ственным мастерством дан соболиный промысел. Главы об охоте на соболя яв­ ляются художественным руководством к охоте. Чего стоит одна охотничья диспо­ зиция деда Наума: «Бельчонка надоржит- ся ровненько, — говорил дед, — можно не опасаться, что скоро укатится: запас сделала большой, лето было грибное, пих­ товую шишку не обило бурей, черемуха была ряоной... Горноеталь будет у нижних кромок увалов: гнус в мелкий кустарник скатится. Соболь спустится в речки и на увалы, будет и на пихтачах. С Крутиков и из кедровников белка выкочует скоро: орех уродился тошшай и редкай, видать чао завязь ушибло морозом. Кедровки ма­ ло и зоб у ней пустой... Кулемы на колон­ ков рубить по увалам. Капканы на горно- сталя по речкам. Б плашку на белку — триб сухой на приманку. Соболя по чер­ нотропу с собакой попробуем, а оследп- тся — капканы разбросать доведется». Яркими мазками зарисовав пейзаж «Снег лежал высокими мягкими столбика­ ми на вершинах кольев, на узких круглых гранях жердяной изгороди, на широких, сникших под его тяжестью серебряных пихтах». Часто встречаются ассоциации образов. Конец осени, например, является однов­ ременно таким же мягким и грустно-теп­ лым концом жизни деда Наума, концом жизни старого дерева. Нельзя не отметить глубокое знание бы­ та, языка и умение дифференцировать язык персонажей. К числу недостатков следует отнести несколько слабый образ Мити, составлен­ ный автором только из одних положитель­ ных качеств. Изображая Зотика, Амоска, деда Наума и Мокея, автор показал в каждом из них борьбу противоположно­ стей, Митя же дан как-то односторонне, зарисован одноцветной краской, Роман отягощен несколькими, по наше­ му мнению, ненужными сценами. Зачем, например, автору потребовалось показать Белобородова отцом Мити? Зачем нужно было рассказывать о Фенюшке? И без этого хорошо видна грязная морда Дени­ са Денисовича. В 1927 году в издании Сибкрайохогсо юза вышел рассказ Пермитин.* «В Белках». В э - . е .мы находим знакомых ли _ и«а , деда Наума, Анемподистя, Мокея], |знашмы (по «Ко(гтям») сцены. Если мы будем строчка за строчкой срав-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2