Сибирские огни, 1931, № 11-12
цены. Но вот приезжает в Козлушку для проведения переписи молодой парень — Митя Шершнев и остается там. С коелу- шанскими ребятами ходит на охоту, на рыбалку, а потом организует промысло вый колхоз, ячейку комсомола. По кулаку Сизову нанесем сокрушительный удар. 1 а- ежиый хищник — Ьелобородов отдан под суд. С каждым днем крепнет колхоз. По вое свежим ветром врывается в таежную заимку. С большими переживаниями мола, дежь преодолевает пережитки прошлого, она идет к культуре, к атеизму. Таково в основном содержание этого интересного и нужного романа. За последние годы издано довольно мно го «ниг о колхозном строительстве. В рас. сказах, очерках, повестях и романах, хо тя недостаточно полно и широко, но исе же отображена борьба бедняцко-середняц ких масс деревни под руководством пар тии за зерновые колхозы. Но да>самого по следнего времени не было ни одного худо жественного произведения о колхозном строительстве в промысловых районах. Пермитин первый взялся за выполнение этого пробела, показав в своем романе первые шаги по созданию прооысловых колхозов. Правда, шали эти не особенно широки, но ведь они-то всегда бывают трудными. Сама жизнь заставила козлу- шанскую молодежь создать промысловую артель в то время, когда в районе только начинались разговоры об этом. Она уви дела, что перед ней только два пути — в артель или в работники к Анемшдисту. Она устами Амоски заявила: — «В соци ализму, в большевицкай дух — без ника ких разговоров и на всех рысях». Впервые в художественной литературе на широком фоне охотничьих промыслов Пермитин показал классовую борьбу. Интересен путь одного да первостепен ных персонажей романа — Мокея. Он давно стоит за колхоз, помогает колхоз никам. Он согласен,, что на народе работа идет лучше — «устали не чуешь», что колхоз силен, но он пока не решается вступать. — «Я вот може пироги с харю- зами люблю, поудить, а там». Он бо ится — удастся ли ему удить, когда он будет в артели. Но вот он преодолел в себе душу собственника, пришел в артель, «молча вынул из-за опояски топор и мол ча принялся за работу». Но и при этом он еще говорил: — «може я только пытаю себя». Шли дни. Все глубже и глубже уходил в артельную работу Мокей. И вот он — председатель колхоза, крепкий пред седатель, хозяйственный. В романе нет ни одной романической истории, ни одной любовной сцены. Он развернут исключительно на показе клас совой борьбы. Некоторые элементы приключенчества (отдельные моменты на охоте, сцена в бак история с протфелем и т. л.) делают роман интересным и для юных читателей, особенно нуждающихся в художественной книге о современности. С большой любовью автор рисует чет кие портреты людей, идущих в новое, строящих колхоз. И, наоборот, каждая но вая страница об Анемподисте Сизове и Денисе Белобородове усиливает ненависть советского читателя к классовому врагу. С большим знанием дела, с художе ственным мастерством дан соболиный промысел. Главы об охоте на соболя яв ляются художественным руководством к охоте. Чего стоит одна охотничья диспо зиция деда Наума: «Бельчонка надоржит- ся ровненько, — говорил дед, — можно не опасаться, что скоро укатится: запас сделала большой, лето было грибное, пих товую шишку не обило бурей, черемуха была ряоной... Горноеталь будет у нижних кромок увалов: гнус в мелкий кустарник скатится. Соболь спустится в речки и на увалы, будет и на пихтачах. С Крутиков и из кедровников белка выкочует скоро: орех уродился тошшай и редкай, видать чао завязь ушибло морозом. Кедровки ма ло и зоб у ней пустой... Кулемы на колон ков рубить по увалам. Капканы на горно- сталя по речкам. Б плашку на белку — триб сухой на приманку. Соболя по чер нотропу с собакой попробуем, а оследп- тся — капканы разбросать доведется». Яркими мазками зарисовав пейзаж «Снег лежал высокими мягкими столбика ми на вершинах кольев, на узких круглых гранях жердяной изгороди, на широких, сникших под его тяжестью серебряных пихтах». Часто встречаются ассоциации образов. Конец осени, например, является однов ременно таким же мягким и грустно-теп лым концом жизни деда Наума, концом жизни старого дерева. Нельзя не отметить глубокое знание бы та, языка и умение дифференцировать язык персонажей. К числу недостатков следует отнести несколько слабый образ Мити, составлен ный автором только из одних положитель ных качеств. Изображая Зотика, Амоска, деда Наума и Мокея, автор показал в каждом из них борьбу противоположно стей, Митя же дан как-то односторонне, зарисован одноцветной краской, Роман отягощен несколькими, по наше му мнению, ненужными сценами. Зачем, например, автору потребовалось показать Белобородова отцом Мити? Зачем нужно было рассказывать о Фенюшке? И без этого хорошо видна грязная морда Дени са Денисовича. В 1927 году в издании Сибкрайохогсо юза вышел рассказ Пермитин.* «В Белках». В э - . е .мы находим знакомых ли _ и«а , деда Наума, Анемподистя, Мокея], |знашмы (по «Ко(гтям») сцены. Если мы будем строчка за строчкой срав-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2