Сибирские огни, 1931, № 11-12
И скоро ударники бегают по цеху, разыскивая прежнего бригадира: — «Эй, ты, Фома неверный! Не мо жет, говоришь, машина дать больше, чем полагается? Смотри!». В результате перестройки бригада вместо 135 дает 218 муфелей! Очерк наглядно убеждает, что сущ ность ударничества не только и не столько в напряжении личных физиче ских сил, в работе по 16 и более часов в сутки (а также чисто арифметическое исчисление героизма все еще в ходу у многих наших очеркистов), сколько в пробуждении т в о р ч е с к о й м ы с л й непосредственного участника производст ва, направленной на рационализацию тру дового пресса. Достижения, завоеванные т а к и м путем, не остаются достоянием одного ударника или одной бригады, а могут использоваться на производствах Фсего Союза)) могут давать толчок раци онализаторской мысли многих и многих участников ¡родиали-стической стройки . . Хорошо показан ’процесс производст ва также и в ¡очерке М. Никитина «Ог неупорная молодость». Даже для незна комого с огнеупорной кладкой становит ся ясным «секрет победы» бригады Ще голева. Досадно только, что автор скло нен об ’яснить активность щеголевцев — исключительно их физической молодо стью: «Они поставят новый рекорд и по ведут за собой другие бригады. В этом можно быть уверенным п о т о м у , ч т о они, щ е г о л е в ц ы, — м о л о д ы». Почему автор забывает о бригадах, состоящих из «пожилых» рабочих, и, тем не менее, перевыполняющих зада ния, и о не менее молодых, чем щего- левцы, рвачах и прогульщиках? Мы, напротив, уверены, что щеголев- цы останутся передовиками и тогда, ко гда у ¡них вырастут бороды. Следующее сразу за цитированными выше ¡строками описание признаков фи зической молодости щеголевцев (число лет, «стройность», «синеглазость» и т. п.) мешает понять «молодость» символиче ски, как молодость класса. Не ¡спасает и заключительная фраза очерка: «Удар ники ¡весело плясали. В их огнеупорной молодости была молодость нашей ¡стра ны, неустанно идущей к новым побе. дам». Стремление об ’яснить энтузиазм—мо лодостью, с умолчанием о его классо вом содержании, а также подмена поня тия «класс» менее обязывающим поня тием «страна» — свидетельствует о не четкости мировоззрения автора. Очевидно, по недосмотру в очерке Г. Вяткина «Директор Косько» не ука зано, о каком совхозе идет ¡речь. В этом же очерке автор, приехав в сов хоз, не сумел воспротивиться попытке его работников обезличить ударничес- кое движение («У нас 500 ударников») и, пойдя по линии наименьшего сопро тивления, ограничился описанием ¡самого директора совхоза. Не будем говорить о стилистических ляпсусах, вроде « с т а р и н н о й ¡(1) ре ки Томи» у И. Губанова (¡может быть старинный город, но что это за «старин-; пая» река?). Дело не в них. В общем, брошюра ¡несомненно заслуживает вни мания. Следующим этапом должно быть у г л у б л е н и е показа героев в ¡смыс ле более яркого выявления характерно сти, ¡своеобразия опыта и методов рабо ты каждого из них, а также—борьба за в с е с г о р о н и о с т ь, ¡показа, главным образом, ¡по линии лучшего вскрытия связи между ¡достижениями отдельной бригады, всего производства в целом и общими успехами ¡социалистического строительства в Союзе. В. В. Новый роман о колхозном строи тельстве в Сибири Е. Пермитин. «Когти», роман изд. «Фе дерации» М. 1931 г., ¡стр. 360, тираж 10.000, цена 3 ¡руб. 30 ¡коп. Среди каменных громадин Алтайских гор ¡расположена ¡маленькая заимка Коз- лушка. Живут там охотники, соболятники, кержаки. В тайге козлушане охотятся на медве дей. Козлушаиские девки «охотятся» за медвежьими когтями, тайком отрезая их от мохнатых шкур: когти нужны им «для присушки женихов». Один за другим идут советские года, а Коз.тушка по-прежнему находится во власти черных когтей рели гии, суеверия. Звериные когти кулачества и спекулянтов, скупщиков пушнины, сжи мают козлушэнскую бедноту. Но вот мо лодежь отращивает «стальные когти» для классовой борьбы, наносит по козлушан- скому кулаку Анемподисту Сизеву удар за ударом, идет в новое, -создает промы словый колхоз, комсомольскую ячейку. Кулак Сизев эксплоатирует вою заимку. «В покос Анемлодист Вонифатьич ежегод но устраивает помочь. Наварит медовуха, угостит помочан перед работой, и разго ряченные мужики, парни и девки один пе ред другим вырабатывают вдвое. Посте работы тоже угостит медовухой Сизев». Надо дрова рубить, сено возить, пчел вы ставлять — Сизев устраивает помочь, — рассчитал он, «что этот труд стоит ¡вчет веро дешевле, а работа выполняется дружно и во-время». Зимой на промысел из шестой части берет безружейного под ростка, всю ¡работу ¡взваливает на него, а ггри расчете, вместо причитающихся 300 руб., отдает старые обноски, цена кото рым 20 руб. Заимку посещает спекулянт Белобородов и, запугивая и обманывая козлушан, ¡скупает у ¡них -ттушнииу за п ол
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2